В процессе физкультурно спортивной деятельности. Физкультурно-спортивные организации: классификация, факторы развития и деятельности

Здоровье является величайшей ценностью. Каждый человек хочет быть здоровым и сильным. Особенно актуальным является в настоящее время здоровье детей. Спортивная внеурочная деятельность позволяет педагогам выполнять государственный заказ.

Учеными было установлено, что на 20 % физическое состояние малыша определяется наследственными факторами, а также воздействием окружающей среды. Около 10 % - результат функционирования системы здравоохранения, а оставшаяся половина зависит от человека - от его образа жизни.

Большую часть своего времени ребята проводят в школе, поэтому укрепление их психического, физического здоровья является не только задачей родителей, но и делом педагогов.

Деятельность спортивной организации направлена на формирование у подрастающего поколения правильного представления о здоровом образе жизни, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний.

Цель деятельности

Спортивное направление внеурочной деятельности - разновидность работы классного руководителя. Здоровье нации является мерой качества жизни любой страны. Культурную, интеллектуальную, экономическую, национальную безопасность страны характеризует здоровье детей. Школа является социальной средой, в которой ребенку придется решать различные психологические трудности.

Различные виды спортивной деятельности благоприятно отражаются на физическом состоянии детей, их эмоциональном состоянии. Особенно актуальным является вопрос, связанный с закаливанием и оздоровлением детей в малокомплектных школах.

Спортивная деятельность - это возможность справиться со следующими проблемами:

  • проводить системный анализ педагогической работы, направленной на формирование здорового образа жизни, укрепления психологического и физического состояния детей;
  • создавать комфортную развивающую среду на базе индивидуально-дифференцированного подхода к разным категориям школьников с обязательным учетом морального и психического здоровья, индивидуальных особенностей.

Задачи деятельности

В настоящее время основной задачей педагогов является разработка системы мероприятий, направленных на формирование у детей положительного отношения к своему здоровью.

Спортивная деятельность - это возможность решать следующие задачи:


Значимость внеурочной деятельности

В настоящее время спортивная деятельность - это способ совершенствования правовых и нормативных условий создания и сохранения здоровья школьников. Она способствует популяризации туризма, спорта,

Успех спортивных мероприятий, предлагаемых ребятам во внеурочное время, зависит от заинтересованности педагогов.

Как должна быть продумана такая деятельность? Спортивное направление позволяет всестороннее развивать школьников, использовать массовые формы для организации их свободного времени.

Особенности здоровьесбережения школьников

Спортивная деятельность - это важное направление в работе любой образовательной организации. В современной трактовке здоровье школьников подразумевает систему признаков:

  • соответствие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной системы;
  • приспособление организма к новым условиям;
  • высокая физическая и умственная работоспособность

Ежегодные медицинские осмотры, проводимые в рамках ОУ, выявляют у детей основные отклонения:

  • нарушение органов зрения;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • болезни сосудов;
  • нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта

Основной причиной снижения здоровья является падение уровня жизни, постоянные стрессы, некачественная экологическая обстановка в стране, минимальная двигательная активность, недостаточная квалификация учителей в вопросах охраны здоровья, неполноценное питание.

Содержание физкультурно-спортивной работы

В наши дни наблюдаются существенные изменения ценностей в образовательном процессе. Помимо повышения качества образования, на первый план выходит и вопрос адаптации и сохранения здоровья школьников, так как это является одним из требований ФГОС НОО.

При совместных усилиях педагогов, родителей, специалистов, владеющих теоретическими знаниями по валеологии, можно воспитывать у детей правильные привычки и навыки, стимулировать их двигательную активность.

При продумывании форм внеурочной деятельности, учителя осуществляют преемственность между воспитательным и учебным процессом, что способствует сбережению здоровья. В систему мероприятий можно включить:


Программа «Здоровье»

Во многих образовательных учреждениях функционирует такая программа, которая состоит из нескольких разделов:

  • повышения медицинских знаний учителей;
  • обучение детей в учебное и внеурочное время правилам сохранения здоровья;
  • работа с родителями;
  • проведение праздников

Для реализации намеченных целей применяются разные формы работы учащихся, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения. Эмоционально-игровая деятельность способствует повышению уровня знаний детей о способах сохранения здоровья, правильного питания.

Принципы формирования внеурочной деятельности:

  • учет возрастных особенностей;
  • базирование на ценности воспитательной системы ОУ;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм;
  • учет склонностей и интересов школьников.

При организации внеурочной спортивной деятельности педагоги учитывают запросы родителей, а также законных представителей школьников, советы детского психолога.

При реализации программы «Здоровье» в школе создается здоровьесберегающая образовательная атмосфера, которая способствует не только сохранению здоровья, но и росту творческого потенциала школьников. Программа создана с целью рационального применения здоровьесберегающих технологий в ходе обучения детей. Она ориентирована на охрану и укрепление здоровья посредством различных форм внеурочной работы.

Перспективным направлением спортивной работы является организация школьного туристического общества. Помимо знакомства с историческим наследием региона, страны, ребята, посещающие туристический клуб, смогут сформировать правильные представления о здоровом образе жизни.

Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств.

Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения. Становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ – физических упражнений – нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

В высших учебных заведениях физическое воспитание ставит своей целью содействовать обучению и нравственному воспитанию студентов; поддерживать их высокую умственную и физическую работоспособность как в период обучения, так и в будущей профессионально – трудовой деятельности; способствовать созданию условий и развитию студенческого спорта, необходимых для совершенствования спортивного мастерства студентов; обеспечивать подготовку студентов к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Массовая физическая культура в жизни коллектива вуза выполняет оздоровительные, воспитательные, образовательные и социально – культурные задачи.

Оздоровительные задачи . Физкультурно-спортивная деятельность в вузе должна быть направлена на укрепление и повышение уровня здоровья, закаливания организма, всестороннее развитие физических способностей, достижение физического совершенства на основе систематических занятий спортом.

Физическое состояние студенческой молодежи зависит от многих факторов, как естественных, так и социально обусловленных. С помощью организованных массовых мероприятий с использованием физических упражнений, спорта, разумного режима труда и отдыха и т.д. можно значительно улучшить показатели здоровья, физического развития и функциональной подготовленности студентов.

При проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий обязательно должен достигаться оздоровительный эффект, поэтому врачебный контроль обязателен при проведении данных мероприятий.

Воспитательные задачи . При организации массовых физкультурно- спортивных мероприятий необходимо воспитывать у участников проявление активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, а также потребность в использовании физических упражнений и спорта как факторов здорового образа жизни, в процессе всей жизнедеятельности.

Образовательные задачи . Научно – технический прогресс и связанный с ним малоподвижный образ жизни увеличивает роль физической культуры в жизни человека. Поэтому специалисты физической культуры и общественные спортивные активисты должны вести целенаправленную, систематическую деятельность по повышению физкультурной грамотности студенчества. Для достижения этой цели в учебную программу для студентов необходимо включать и расширять лекционный курс включающий в себя знания из области медицины, биологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также знания и практические навыки по организации и проведению массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных соревнований.

9.2 Формирование потребности


студентов в физкультурно-спортивной деятельности

Традиционно, в физическом воспитании основное внимание уделяется развитию физической и спортивно-технической подготовленности студентов, а воспитание потребности в физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) осуществляется стихийно. Позитивный момент формирования потребности в физической культуре у студентов связан с наличием положительных эмоций. Значительные результаты могут быть получены лишь в том случае, если воздействия соответствуют внутреннему настрою занимающихся, а цели - близки, понятны и легко доступны.

Формирование у студентов потребности в ФСД неразрывно связано с физическим самовоспитанием и совершенствованием. Физическое самовоспитание - процесс сознательной и планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Именно самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в системе физического воспитания.

Самовоспитание требует мобилизации воли в преодолении различных трудностей, стоящих на пути к цели, оно может быть сопряжено и с другими видами самовоспитания – нравственными, интеллектуальными, трудовыми и др.

Способность студента отмечать даже незначительные изменения над собой имеет важное значение, поскольку подкрепляет его уверенность в собственных силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания.

Критерием сформированной потребности в ФСД следует считать такой уровень развития самовоспитания (мотивов, интересов, ценностей, ориентаций, установок), который активно направляет практическую деятельность к достижению физического совершенства, здорового образа жизни, активной ФСД, формированию физической культуры личности студента.

Формирование интереса и потребности студентов в ФСД обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1. Направленное формирование социальных и индивидуальных мотивов, сочетающих личную заинтересованность с общественными целями деятельности. Нельзя считать личность социально зрелой, если ее ФСД направлена лишь для собственного удовольствия, вне связи с трудовой и общественной деятельностью.

2. Рассматривать участие студентов в ФСД как часть учебно-воспитательного процесса в вузе, направленного на подготовку специалиста.

3. Выявление и развитие физкультурно-спортивных интересов как путей и средств самореализации и самосовершенствования.

4. Осознание студентами своих двигательных способностей, обеспечивающих переход от внешних результатов поведения к внутренним. Элемент соревнования «с самим собой» является важным показателем качества проводимых физкультурно-спортивных мероприятий, в этом проявляется самопознание и самовыражение студентов в своих двигательных способностях.

Анализ опроса студентов дает основание для утверждения, что в целом от курса к курсу оценка причин, ограничивающих участие студентов в ФСД, становится более выраженной. Из значимых причин, выделяется личная организация студентов и условия, в которых протекает физкультурно-спортивная деятельность

Характерно, что мужской контингент больше склонен искать причины ограничений в отсутствие желания и интереса, а женский - в неумении организовать свое свободное время. Общими для всех студентов являются причины, связанные с отсутствием потребности в занятиях и их слабой роли в развитии духовных и интеллектуальных способностей. Многие студенты не видят связи между активностью в сфере физической культуры и будущей профессиональной деятельностью.

В процессе воспитательной работы можно выделить три уровня сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов.

Низкий уровень - характеризуется прагматичностью мотивов участия студентов в ФСД и удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. По окончании вуза специалисты с этим уровнем активности не занимаются физической культурой и спортом, либо эпизодически под влиянием внешних обстоятельств. В организации профессионального труда физическая культура применения не находит.

К среднему уровню можно отнести тех, кто пока пассивен, но предрасположен к активности и пребывает в нейтральном отношении к ФСД. Студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Процесс формирования интересов и потребностей в ФСД идет тем успешнее, чем больше понимания в необходимости применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Они включают физическую культуру в свой образ жизни наиболее успешно в тех производственных коллективах, где богатые спортивные традиции.

Высокий уровень характеризуется убежденностью в необходимости физической культуры лично для себя. Эти студенты активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в организаторской, инструкторско-педагогической, судейской и др. видов активности в сфере физической культуры и спорта. По окончании вуза такие специалисты активны по месту работы, им свойственна высокая общественная активность.

Федерации, спортивные ассоциации, профессиональные лиги, ДЮСШ, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и фитнес-клубы - все это организации, работающие в сфере физкультуры и спорта. В России функционирует множество таких организаций, преследующих конкретные цели, будь то учебно-тренировочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа с населением или организация физкультурно-спортивной работы по воспитанию спортсменов-профессионалов. Пропаганда ЗОЖ, внедрение в массовое сознание идеи важности физического развития, воспитание спортивной культуры становятся все более актуальными в современном обществе. Это связано с тем, что продолжительность и качество жизни населения напрямую зависят от проводимой в стране физкультурно-спортивной политики.

Правовой аспект

В России деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ.

Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие компании работают на прибыль (например, фитнес-клубы). Некоммерческие объединения преследуют другие цели: приобщение населения к ЗОЖ, популяризация отдельных спортивных направлений и тому подобные. Членство физкультурно-спортивных организаций в спортивных объединениях международного уровня дает им соответствующие статусу права и обязанности, но только если последние не идут вразрез законодательству РФ. Эффективная работа таких объединений способствует подъему любительского и профессионального спорта.

Организаций:

  • распространение среди населения физкультуры и спорта;
  • охрана и укрепление здоровья спортсменов и всех лиц, причастных к спортивным и тренировочным мероприятиям;
  • обеспечение необходимых условий для тренировочного процесса;
  • содействие спортсменам и тренерам в достижении высоких результатов в спортивной деятельности.

Государственные физкультурно-спортивные организации

Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера. Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание). Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.

Государственные ФСО Госорганы

Федеральные органы управления ФКиС

Минспорт

Росспорт

Органы управления ФКиС субъектов РФ Спорткомитеты (краевые, областные, республиканские), различные министерства, департаменты, управления.
Муниципальные органы управления ФКиС Спорткомитеты (городские, сельские), отделы администраций
Образовательные и научные учреждения в сфере ФКиС Университеты, институты
Учреждения физкультурно-спортивного направления, осуществляющие дополнительную образовательную и подготовительную деятельность в сфере ФКиС, а также центры спортивной подготовки. Детские спортшколы, детско-юношеские спортшколы олимпийского резерва, УОР и т. п.

Негосударственные

Ведомственные, общественные и частные организации, работающих в сфере ФКиС, создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся федерации, ассоциации, спортклубы, фитнес-клубы и тому подобные. Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является ОКР.

Общероссийское общественное объединение ОКР способствует развитию профессионального и массового спорта, внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране, представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, утверждает состав участников от России и обеспечивает жизнедеятельность членов делегации на время поездки. Финансируется ОКР за счет собственных источников, добровольных пожертвований и средств из федерального бюджета. Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и представительство паралимпийского, сурдлимпийского движения России и специальной олимпиады. Это Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными возможностями), Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха) и Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).

Общероссийские, региональные и местные федерации

В целях пропаганды и развития определенного вида(ов) спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации общероссийского уровня. Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются региональными физкультурно-спортивными общественными организациями, а федерации, созданные на территориях городского округа, муниципалитетов или внутригородского муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, являются местными спортивными федерациями. Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по организации, проведению, контролю, усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная организация отвечает.

Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право проводить первенства, чемпионаты и кубки России, разрабатывать регламенты соревнований, использовать символику сборных команд, осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров, проводить их аттестацию, осуществлять формирование сборных команд РФ, организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня. В круг обязанностей общероссийских спортивных федераций входит развитие того или иного спортивного направления в стране, формирование сборных России для участия в международных соревнованиях, внесение предложений по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, разработка программ развития определенной спортивной дисциплины, ведение информационной работы, организация детско-юношеских соревнований, противодействие допингу и дискриминации. Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обязанности только на уровне субъектов Российской Федерации.

Спортивные клубы

Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или работы, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенческих и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физкультурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность. Их финансирование осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законом. Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан.

Спортивные клубы бывают разных типов:

  • при общеобразовательных организациях;
  • при образовательных организациях профессионального и высшего образования;
  • при предприятиях, учреждениях, организациях;
  • фитнес-клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
  • детские, подростковые клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.

Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Данные заведения стали открываться в России после перестройки. Сейчас это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия. Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп населения. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам. Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Требования к оздоровительным услугам

Спортивные услуги должны формировать идею ЗОЖ у граждан, являться экологичными и безопасными. Должны быть обеспечены комфортность, эстетичность, своевременность, зрелищность, информированность, социальная адресность предоставляемых услуг, а также этичность персонала. Формирование ЗОЖ предполагает распространение знаний о важности занятий, доступность спортивных услуг для населения, использование различных методик и видов мероприятий, направленных на укрепление и оздоровление организма, поддерживающих здоровье граждан, обучение и врачебную консультацию.

Социальная адресность предусматривает соответствие услуг ожиданиям, а главное - возможностям различных групп. Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, медицинского обслуживания и предупреждения травматизма. В спортивных сооружениях должны присутствовать необходимые показатели микроклимата, не должен быть превышен допустимый уровень содержания вредных веществ и шума. Существуют определенные требования к прилегающим территориям, к уборке этих территорий и внутренних помещений. Обслуживающий персонал обязан иметь необходимую спортивную и профессиональную квалификацию, обеспечивать безопасность потребителей, знать порядок действий во внештатных ситуациях, иметь навыки преподавательской и организационно-методической деятельности.

Организация физкультурно-спортивных мероприятий

Подобные мероприятия могут иметь различную направленность: учебно-тренировочную, агитационно-пропагандистскую, соревновательную. Условия их проведения определяется организаторами, которые имеют право:

  • останавливать и прекращать мероприятия;
  • корректировать время;
  • утверждать итоги;
  • содействовать обеспечению общественного порядка на мероприятиях;
  • определять компенсационные выплаты волонтерам, судьям, контролерам-распорядителям, а также нормы предоставления им вещей и снаряжения, нормы питания и условия проживания;
  • устанавливать дополнительные требования для зрителей;
  • использовать наименования мероприятия и его символику;
  • размещать рекламу в месте проведения мероприятия;
  • выбирать производителей экипировки и оборудования;
  • освещать мероприятия;
  • определять виды, порядок применения, исполнения и прекращения спортивных санкций.

Порядок проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в субъектах РФ, а также международных спортивных мероприятий имеет свои особенности и регламентируется статьей 20 федерального закона № 329-ФЗ.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает разработку положений о соревнованиях, утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию. В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: место, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов. От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.

Спорт в массы

Государственная политика по развитию массовой физкультуры и спорта реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Главная цель - привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.

Актуальным остается вопрос организационной работы с отдаленными сельскими поселениями, в которых нет даже ДЮСШ. Правильно поставленная работа с населением способствует:

  • укреплению организма;
  • развитию ключевых двигательных качеств;
  • формированию привычки заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.

Формами работы с населением являются занятия в кружках и секциях, туристические походы, спортивные соревнования, праздники физкультуры и спорта и тому подобное. И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому воспитанию и идеям ЗОЖ.

Спортивно-оздоровительные услуги

В настоящее время на территории России существует большое количество оздоровительных физкультурно-спортивных организаций. Спортивно-оздоровительные услуги оказываются в оздоровительных комплексах, тренажерных залах, центрах, студиях, клубах и подобных предприятиях. Успешная деятельность, безупречная репутация гарантирует организации стабильный поток клиентов. Направленность оздоровительных тренировок в основном сводится к общефизической подготовке в соответствии с возрастом и физическими данными учащихся, а также к закаливанию, плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе. Подобные услуги приобретают популярность в фитнес-центрах. В частности, курс «здоровый позвоночник» вводится во многих фитнес-клубах, так как именно проблемы со спиной беспокоят сегодня каждого второго гражданина России.

В зависимости от комбинации упражнений и их темпа, занятия фитнесом носят спортивный или оздоровительный характер. В случае с оздоровлением предполагается умеренная аэробная нагрузка и акцент на развитие гибкости и мышечной силы. Осуществление спортивно-оздоровительной деятельности также проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, при которых открываются клубы по спортивным интересам, секции, школы здоровья и тому подобное. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия включают различные соревнования, праздники, фестивали, спартакиады. Их проведение включает в себя разработку планов мероприятий, их положений и других организационных моментов.

Заключение

Физкультурно-спортивная организация - это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) развития спорта высоких достижений. Большое значение сейчас имеет развитие как профессионального, так и массового спорта. В Российской Федерации на данном этапе существует огромное количество физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых отвечает определенной миссии: спортивные школы, клубы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, государственные комитеты, федерации и так далее. Совершенствование работы данных организаций имеет первостепенное значение для поддержания здоровья населения, для привлечения молодого поколения к занятиям спортом, чтобы те предпочли ЗОЖ алкоголю, курению и другим пагубным привычкам. В странах, где спортивной политике уделяется повышенное внимание, где создаются все условия для приобщения населения к занятиям физкультурой и спортом, продолжительность жизни возрастает, а также решаются злободневные социальные проблемы (наркомания, преступность и тому подобные). Безусловно, популяризация массового спорта в стране - это долгосрочная задача, в решении которой должны принимать участие все члены общества. Специалисты отмечают подъем спортивного движения в России, повышение числа людей, занимающихся физкультурой и спортом. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Российской Федерации, будет привлечение половины населения государства к занятиям спортом, в том числе восьмидесяти процентов детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция №1. Основы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная технология как учебная дисциплина.

Технология - это научное проектирование и точное воспроизведение в реальности гарантирующих успех педагогических процессов в физическом воспитании.

Данное понятие предполагает переход от производительности в построении и реализации педагогического процесса физического воспитания к строгой обоснованности каждого элемента и этапа, с нацеленностью на объективно-диагностируемый результат. Т.о. начинается поиск истинно-фундаментального и прикладного физкультурно-спортивного знания.

Т.о. физкультурно-спортивная технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного физкультурно-спортивного процесса.

Определять совокупность взаимосвязи средств, методов и определённых процессов, необходимых для создания органического целенаправленного и преднамеренного физкультурно-спортивного влияния на формирование человека с заданными качествами будет физкультурно-спортивная система.

Объектом физкультурно-спортивной деятельности является двигательная деятельность человека, которая строится на основании двигательной закономерности тела человека.

Под структурой физкультурно-спортивной системы мы понимаем совокупность инвариативных элементов (учащиеся; условия, отражающиечеловека; качества цели; содержание средств воздействий; тренера и инструкторы; организационные формы работы и т.д.).

Виды проектирования физкультурно - спортивных технологий.

Виды проектирования.

Разовое проектирование - создание и эксплуатация до износа новшества. Приходящее ему на смену новшество требует нового проекта.

Перманентное (адаптационное) проектирование - разрабатывается проектная концепция и методика её развития до проекта конкретных новшеств, учитывающих специфику среды. Здесь необходим идеальный (системный) объект, в котором эти новшества будут систематизированы и учтены. Здесь можно достраивать слои: функциональные, морфологические.

Поколенное проектирование - предполагается последовательная модернизация новшества. Переход из одного поколения в другое осуществляется добавлением новых функций и совершенствованием существующих характеристик.

Мутационное проектирование - создание организационного механизма, выполняющего постоянное допроектирование новшества. При этом грань между проектированием и реализацией стирается.

Проектирование игровой имитации - использование механизмов восхождения от абстрактного к конкретному.

Система управления физкультурно-спортивной технологией.

Система управления физкультурно-спортивной технологией имеет 3 этапа:

Этап - Характеризуется сильным вниманием к тому, что должен выполнить ученик. В документах планирования указываются упражнения, способы выполнения и дозировка.

Этап - С описанием методики выполнения и дозировки предполагаются указания о должных нормах тренировки.

Этап - Характеризуется наличием управления тренировочными эффектами.

Под управлением мы понимаем перевод какой-либо системы в желаемое состояние.

Состояние системы определяется совокупностью значений и существенных перемен.

Система - это совокупность элементов, образующих единое целое.

При планировании мы можем создать различные пространства состояний (т.е. состояния, которые может принять физкультурно-спортивная технология).

Рассогласованием называют различие между действительным и должным значениями существенных переменных.

Контроль за нагрузками в физкультурно-спортивной деятельности.

Контроль за нагрузками заключается в ежедневной регистрации количественных значений тренировочных упражнений, выполняемых занимающимися.

Характеристики нагрузки:

Специализированность.

Сложность (психическая и координационная).

Напрвленность.

Величина.

Специализированность - это мера сходства цели с конечным результатом. Сюда можно отнести упражнения, которые по своим биохимическим, биомеханическим, физиологическим, энергетическим показателям имеют сходства с аналогичными показателями конечного целевого комплекса. Чтобы оценить меру специализированности надо оценить структуру целевого физкультурно-спортивного упражнения (комплекса), исследовать структуру тренировочных заданий.

Специализированность нагрузки оцениваем по:

Механизмам энергообеспечения (биохимический подход).

Биофизический подход (ЧСС, томография и т.д.).

Мерам совпадения действий с целевым физкультурно-спортивным комплексом.

Коэффициентам специализированности физкультурно-спортивной нагрузки (отношение частного объема специализированных упражнений к общему объёму).

2. Сложность - характеризуется возможностью занимающихся удовлетворять требованиям, возникающим перед ними в связи с выполнением физкультурно-спортивных упражнений.

Параметры сложности оцениваются по переносимости занимающимися психических, физических и интеллектуальных перегрузок.

Критерии сложности игровых физкультурно-спортивных упражнений:

Соответствие цели занятия.

Объём и степень разнообразия технических, тактических, ролевых действий.

Скорость выполнения этих заданий.

Активность игроков.

Игровые задания можно разделить на 4 степени сложности;

Превышает нормативное игровое задание по каким - либо параметрам.

Соответствует нормативному игровому заданию.

Ниже уровня сложности нормативного игрового задания.

Упрощенные упражнения или игровые задания, где отсутствуют смысловые задания.

3. Контроль за направленностью физкультурно-спортивной нагрузки - это физкультурно-спортивный режим, который надо воспроизвести.

Факторы, влияющие на контроль и направленность нагрузки:

Значение компонентов упражнений или заданий.

Методы их управления.

Уровень исходной работоспособности занимающихся.

Компоненты: длительность упражнений, интенсивность, количество повторений этого упражнения, длительность интервалов отдыха, характер отдыха, количество занимающихся.

Методы; непрерывный, переменный и повторный.

Величина - определяется как производная нагрузки на интенсивность. Она определяется пульсовой стоимостью занятия.

Интенсивность - это степень воздействия упражнения на развитие тех или иных систем.

Показатели объёма величины нагрузки: количество упражнений, количество тренировочных занятий, количество тренировочных дней в технологическом цикле, время тренировочной и соревновательной деятельности.

Список литературы:

нагрузка спортивный технология проектирование

1. Петросян С.А. Шаги в профессию, Введение в специальность «педагогическая деятельность»; - Ростов - на Дону: Старые русские, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое положение, организационно-правовые формы и виды физкультурно-спортивных некоммерческих организаций. Проблемы правового статуса спортивных федераций в России. Процедура регистрации и ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России. Модель массового спорта. Организация физкультурно-спортивной деятельности по хоккею с мячом для школьников как одному из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Национальные физкультурно-спортивные организации. Региональные и городские общественные физкультурно-спортивные организации. Взаимодействие с органами управления физической культурой и спортом. Создание общественной физкультурно-спортивной организации.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2016

    Медицинская, физкультурно-спортивная, пролонгированная реабилитации. Восстановление профессиональной работоспособности организма. Виды упражнений. Реакция на физическую нагрузку. Педагогические, психологические, медико-биологические средства профилактики.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Общая характеристика спортивной деятельности. Психогигиеническое значение климата в коллективе. Сила мотива и эффективность деятельности. Исследование мотивации спортсменов, занимающихся историческим фехтованием, от различных факторов их деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации. Государственные и негосударственные физкультурно-спортивные организации. Центры спортивной подготовки. Cпортивно-оздоровительные клубы в Европе. Уровни физической активности населения Японии.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2016

    Укрепление здоровья человека, повышение его работоспособности. Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в Республике Беларусь. Формы организации физкультурно-оздоровительных услуг населению. Услуги фитнес-центров.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Физкультурно-оздоровительные клубы как приоритетная форма организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных школах. Новые формы и методы организации спортивно-оздоровительной работы с подростками.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России, его цели и задачи. Анализ эффективности физкультурно-спортивных моделей за рубежом и в России. Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Исследование понятия оздоровительной физической культуры. Роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья человека. Изучение особенностей организации массовой физкультурно-спортивной работы в домах отдыха, пансионатах и туристских базах.