Спортивно туристическое направление. Виды спортивного туризма

Глава 1. Теоретические основы организации спортивного туризма

Основные понятия и определения спортивного туризма

Спортивный Туризм - это вид спорта - соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. При этом под "земной поверхностью" подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.



Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет. Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

Становление и развитие спортивного туризма

Спортивный туризм сравнительно молодой феномен в отечественной истории развития туристского движения, зародившийся в конце XIX века. Туристско-спортивное движение в России того времени не приобрело массового характера, оставаясь делом небольшого круга людей. Это было связано с целым рядом причин: экономических, психологических и т.д. Мешали этому и искусственно создаваемые ограничения на занятия спортом (в том числе и туризмом). После установления в стране власти большевиков государство стало уделять больше внимания вопросам физической культуры и спорта. В стране началось создание системы массового физического воспитания. Параллельно этому шел процесс отсечения ранее существовавших организаций, не вписавшихся в новую систему.

Однако, в то время, в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в РОТ (Российское общество туристов), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов . По счастливой случайности Российское общество туристов избежало участи иных буржуазных спортивных организаций и не было ликвидировано в первые годы советской власти. Напротив, это объединение было включено в государственную систему всеобщего физического воспитания. Отчасти это произошло благодаря усилиям людей, которые занимались организационными вопросами движения, его становлением: Н. Крыленко, И. Тамму, А. Фрумкину, В. Немыцкому и т.д. . Но РОТ не стало единственной организацией, объединявшей участников туристского движения в стране. Туристские группы создавались на базах экскурсионных организаций Наркомпроса, НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), при краевых исполкомах и других государственных учреждениях. Еще в 1918 г. при Наркомпросе была создана первая советская туристская организация «Бюро школьных экскурсий Наркомпроса», а в 1920 г. - «объединенное лекционно-экскурсионное бюро» - прообраз современных туристско-экскурсионных учреждений .

XX век истории развития спортивного туризма характеризуется тремя основными периодами: довоенным, предвоенным, послевоенным.

В довоенный период в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристско-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. В 1929 г. РОТ было переименовано в ОПТ, которое ставило перед собой следующие задачи: знакомство со страной с целью самообразования; развитие нравственных и физических качеств; лучшее использование возможностей отдыха; а также оказание помощи отсталым народам в освоении культурного наследия; проведение исследовательской работы по выявлению естественных богатств страны. В своей работе ОПТ опиралось на ячейки в учреждениях, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах; отделения ОПТ окружного и областного масштаба имелись во всех республиках. Разрабатывались маршруты, издавалась методическая литература. В 1930 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе ОПТ и АО (Акционерное общество) «Советский турист» было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). ОПТЭ осуществляло большую работу по вовлечению населения в турпоходы и экскурсии, по развитию сети турбаз и маршрутов . В то же время широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско-юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников. Начали создаваться секции туризма в ДСОи коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939 г. был введен значок «Турист СССР», в 1940 г. учреждено звание инструктора по туризму. Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М. Губанов. В том же году постановлением Центральной избирательной комиссии СССР руководство работой в области туризма было возложено на ВЦСПС. В это время туристское движение внутри страны приобрело массовый характер: в туристских клубах и ячейках занималось уже 500 тыс. человек, против 5 тыс. в 1914 г. Туризм стал распространенным видом отдыха сотен тысяч людей. Вместе с тем существовало еще немало проблем, среди которых особо выделялась неразвитость материально-технической базы. Но, несмотря на это, туристское движение благодаря, прежде всего, энтузиазму отдельных людей продолжало расти и крепнуть . В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО («Готов к труду и обороне» - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях).

В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн. человек. Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (Центральный комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи) предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма. Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой развитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов.

Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления - спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. Туризм стал действительно массовым.

В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление) были преобразованы в ЦСТЭ, республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы. Начиная с 1965 года стали функционировать разрядные требования, включавшие присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол «4 от 19 марта 1965 года») .

С 1970 ежегодно организуются всесоюзные соревнования на лучший туристский поход. Туристские походы были включены в физкультурно-спортивный комплекс ГТО. С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981 г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол №16 б п. 5 от 22 мая 1980 г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980 г., протокол №6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд. В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа - Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах. Председателем Федерации был избран С.В. Журавлев - зам. председателя Всесоюзного совета ДСО профсоюзов .

В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах - республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д. Тихомиров. К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп) .

На рубеже 80-90-х годов на территории бывшего СССР действовало более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов. В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд - 80 тысячам туристов, а значок «турист СССР» был вручен 250 тысячам туристов.

В 1992 г. после распада СССР был создан Международный туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация спортивного туризма России стала работать при Госкомспорте России. Президентом стал ЗМС (Заслуженный мастер спорта) И.Е. Востоков .

Начиная с 1994 г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма. Головной организацией является общественная организация - Туристско-спортивный союз России (Федерация спортивного туризма). Сокращенно - ТССР .

Начиная с 1998 года, СТ прошел критическую точку своего падения; наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре, спорту и туризму, усилиям общественного туристского актива и, самое главное, желанию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного туризма .

В России по количеству занимающихся, спортивный туризм входит в десятку мест среди всех видов спорта. В 2008 по официальной статистике Минспорттуризма это более 340 тысяч спортсменов, а с учетом массового физкультурного движения, включающего детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм - более 3 млн. человек .

На сегодняшний день спортивный туризм, в современном обществе, проявляет себя как один из важнейших видов туристской деятельности, являющийся для многих людей неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного проведения своего свободного времени. Это целое социальное движение, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом.

Но вместе с тем начиная с 2009 г. имеет место тенденция к недопониманию важности этого движения. Накопился ряд проблем, которые ведут к снижению статуса спортивного туризма, разрушению движения и вида спорта, снижению безопасности, что не соответствует национальным интересам страны. Имеет место тенденция к игнорированию и пренебрежению мнением общественных спортивных организаций. На утверждение нормативов - правил и разрядных требований и других документов уходят года. Имеет место боязнь ответственности чиновников и недоверие к общественности, что блокирует решения, принятия нормативных документов и развития данного вида спорта. В течение последних трех лет не утверждаются разрядные требования по спортивному туризму по базовой группе дисциплин «маршрут» за совершение спортивных маршрутов (походов), ликвидированы звания Мастер спорта и Мастер спорта международного класса, не присваиваются даже юношеские разряды. Все это ведет к снижению безопасности и росту травматизма на маршрутах из-за снижения управляемости движения, так как отсутствие должных стимулов приводит к росту числа неорганизованных «диких», нерегистрируемых групп, не выполняющих жесткие требования безопасности правил соревнований. Снижение мотивации влияет как на участников, так и на тренеров. Спортсмены, имеющие спортивные звания всегда являлись примером и движущей силой в воспитании молодежи. Данная позиция противоречит основным направлениям национальной политики, поставленных президентом РФ Д.А. Медведевым по поднятию массовых видов спорта, оздоровлению и социальной поддержки населения, вызывая большой отрицательный общественный отклик. Недостаточна государственная поддержка туристических спортивных организаций. Практически отсутствует финансирование соревнований и других туристских мероприятий. Как и раньше имеет место тенденция развития за свой счет .

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что СТ - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции. Можно выделить три основных периода истории возникновения спортивного туризма в России - довоенный, предвоенный и послевоенный. Рассматривая данные периоды, прослеживается определенная тенденция развития спортивного туризма: широкое распространение спортивно-туристской индустрии - переход от профессионального подхода к спортивно-туристским мероприятиям к самодеятельному - широкомасштабные действия по развитию данного туризма в стране.

Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя-первопроходца. Что же касается непосредственно развития данного вида туризма, то здесь прослеживается ряд определенных тенденций. Если в 90-е годы спортивный туризм в основном развивался с помощью финансовых средств государства, то в современности взамен государственным средствам стали коммерческие - т.е. развитие за свой счет. Тем самым бюджетное финансирование сократилось до минимума. Помимо сокращения бюджета, резко сократилось количество занимающихся спортивным туризмом, происходит заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. Так же немало важной тенденцией является проблема выхолащивания основной сути спортивного туризма - природной среды его обитания. Появляются мероприятия, которые трудно назвать туристскими. Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации государственной политики в области социально-ориентированного спортивного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие. Имеет место тенденция к недопониманию важности туристско-спортивного движения, в основном со стороны органов власти. Однако в последнее время наметились и положительные тенденции в его развитии, в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием данного туризма.

Виды спортивных туров

Цель спортивных туров - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения.

Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара - и дельтапланеризм и др.).

Виды спортивного туризма

По видам передвижения выделяются:

Автомототуризм - путешествия (походы) по избранному маршруту на автомобилях и мотоциклах личного пользования;

Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие "велосипедный туризм" многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма;

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг;

Парусный туризм - путешествие по внутренним водным путям и в прибрежных водах морей и океанов на парусных судах;

Конный туризм (верховой туризм) - путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствий (перевалы, леса, реки);

Лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи;

Мотоциклетный туризм;

Пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности;

Горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья;

Спелеотуризм - разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер - спелеологией.;

Комбинированный туризм - вид соревнований по спортивному туризму, заключающийся в прохождении экстремально ориентированной дистанции, сочетающей в себе несколько видов туризма, и отработкой по спасению, жизнеобеспечению и выживанию в природной среде.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

Детский туризм;

Юношеский туризм;

Взрослый туризм;

Семейный туризм;

Туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия (в том числе - одиночные путешествия); экстремальный туризм; дисциплина дистанции; дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов.

Формы и виды деятельности:

· организация спортивных походов и путешествий;

· проведение спортивных и научных экспедиций;

· проведение чемпионатов и соревнований, включая международные;

· проведение спортивных школ по подготовке кадров - инструкторов и гидов-проводников спортивного туризма;

· коммерческий спортивный туризм;

· организация ярмарок, слетов, туриад;

· ведение банков данных коллективных членов, новинок туристского снаряжения, маршрутов, перевалов, вершин и др. технически трудных препятствий;

· деятельность по учету и присвоению спортивных, инструкторских и судейских званий;

· организация детско-юношеского и семейного туризма.

Видели этих ребят, которые зимой сдают кроссы на стадионе и спешат на скалодромы? Или задумываетесь о том, не заняться ли походами основательно? Может быть, вы просто задаётесь вопросом, считается ли вообще туризм видом спорта? Тогда наша статья о спортивном туризме - для вас.

Что такое спорттуризм?

Если говорить строгим языком Федерации Спортивного Туризма и Википедии, то это - вид спорта, в котором группы туристов соревнуются в преодолении природных препятствий. Звучит запутано! Проще говоря, спортивным поход становится тогда, когда в нём появляются регламентированные сложности (о них и категориях поговорим чуть ниже) и элементы соревнования.

Какая ото всего этого выгода? Зачем усложнять себе жизнь, когда можно не напрягаться и выбрать простой маршрут - справедливо спросите вы. Во-первых, за прохождение сложных путей присваивают звания и разряды. Второе - участие в групповых и индивидуальных соревнованиях. Не стоит забывать и об удовольствии от осознания того, что «я смог», ощущении себя первопроходцем на сложных и малопопулярных маршрутах.

Вы знали, что инструктор и горный гид - это тоже звания, которые нужно заслужить? Перед тем, как иметь право вести группу людей, человек обучается и сдаёт экзамены.

Как вид спорта, туризм существует уже 70 лет, уходя корнями в послевоенные спортивные секции. Правительство активно поощряло такие начинания, кружки и клубы росли и множились. Возникла необходимость в минимальном контроле безопасности походов и соответствия подготовленности участников. Сложилась федерация и её подструктуры - маршрутно-квалификационные комиссии. Именно МКК оценивают сложность похода и дают группе разрешение на его прохождение.

Виды спортивного туризма

Деление по видам в последние годы становится условным, так как популярны комбинированные маршруты. Всё же запомним, что туризм бывает:

  • Пеший - самый известный и доступный способ путешествовать. Подготовка к нему (за исключением высшей категории сложности) проста, не требует специального инвентаря, как в альпинизме или водном туризме. Пешеходные туры легко сочетать с осмотром достопримечательностей.
  • Горный - вид пешего туризма на высотах более 3000 м. На пути горного туриста встречаются перевалы, хребты и большее количество участков сложного рельефа. Старший брат (очень сильно старший) горных походов - альпинизм. Здесь всё сурово и романтично, как в песнях Высоцкого - резкие перепады температур, горные вершины, мастерство командной работы. Альпинистам пригодятся навыки работы с верёвками, скалолазания, ходьбы в связке.
  • Водный - пожалуй, самый разнообразный из всех видов. По рекам, озёрам, морям путешествуют на байдарках, катамаранах, рафтах, каноэ, лодках и даже надувных женщинах! Было такое не очень спортивное, но весёлое мероприятие в Ленобласти. Сплавы могут проходить в спокойной воде или изобиловать порогами, перекатами и другими препятствиями. Особняком стоит парусный туризм, который наполовину водный, а наполовину «с использованием транспортных средств» (спасибо Вики за мощную конструкцию).
  • Лыжный - возможен зимой и заключается в передвижении по снегу и льду. Характеризуется большим километражем и заведомо известной возможностью сильного понижения температуры воздуха.
  • Спелео - эти туристы не боятся замкнутых пространств и отважно лезут под землю в природные и искусственно созданные пещеры. Самые матёрые профессиональные спелеологи исследуют «дикие» неизученные пещеры и прокладывают новые маршруты.
  • Вело-, мото-, авто-, конный - условно назовём его транспортным. Включает преодоление больших расстояний по дорогам разного качества - от автотрасс до сильно пересечённой местности. Вместо лошадок могут быть верблюды или собачьи упряжки, это зависит от природных условий и фантазии организаторов похода.

Все виды туризма доступны как новичкам, так и опытным мастерам. Чтобы различать маршруты по сложности и необходимому уровню подготовки, придуманы категории.

Категории сложности

Изначально, классифицировать пути по степеням сложности пришлось для безопасности туристов. Зная категорию и уровень подготовки группы, комиссия допускала или не разрешала проходить маршрут.

Некатегорийные походы и ПВД (поход выходного дня) тоже имеют свои степени - от 1 до 3. Основные принципы ранжирования категорийных походов собраны в нашей таблице. В большинстве видов спортивного туризма категорий 6, в парусном спорте - 5, а в конном - 3.

*Мы не сошли с ума и не решили повторить математику за 2 класс. Цифрами от 1 до 3 и буквами А и Б обозначают категорию перевалов. Именно они, а не хребты или вершины, чаще используются при определении сложности будущего маршрута в горном туре. Не будем утомлять вас подробностями, скажем только, что самый простой перевал 1А в состоянии пройти новичок, если у него есть подходящая обувь и треккинговые палки. Перевалы выше 2Б требуют особых навыков альпинизма и некой доли авантюрности в характере!

Как сюда попасть?

Спортивный туризм - вовсе не закрытая секта для избранных, прийти в него может любой желающий. Главное условие, готовность к тренировкам и повышению физической формы. Ну, и адекватность, конечно же.

Чтобы заняться туризмом как видом спорта, ходить в категорийные походы, поищите аккредитованные Федерацией клубы в вашем городе. Альпклубы часто создаются на базе ВУЗов и других учебных заведений. Спортивные секции для детей и подростков функционируют при центрах детского творчества и Домах Культуры.

Будьте готовы, что для вступления вас попросят сдать норматив по физ.подготовке и оплатить членский взнос. Вне походного сезона участники тренируются на базе и устраивают короткие походы на выходные. Особое внимание уделяется тренировке выносливости, умению работать в команде.

Кроме этого, в клубе учат:

  • Оказывать первую помощь и эвакуировать пострадавшего подручными средствами.
  • Как вести себя в экстремальных условиях.
  • Выбирать место и устанавливать лагерь.
  • Разводить и поддерживать огонь.
  • Готовить пищу в походных условиях.
  • Составлять меню-раскладку с учётом протяжённости, сложности путешествия и состава группы.
  • Работать с верёвками, организовывать перила и переправы.
  • Ориентироваться на местности.
  • Проходить под рюкзаком многие километры (наше любимое).
  • Выбирать, ухаживать за и ремонтировать личное снаряжение.

Первый знак отличия, который можно получить к спортивно-туристическом клубе - значок «Турист России». Участие в соревнованиях, успешное прохождение категорийных маршрутов, опыт организации походов даёт право претендовать на разряд от 3 до 1 по возрастающей. Признанные спортсмены получают звание «Кандидата в мастера», «Мастера спорта» или «Заслуженного мастера спорта».

И всё же, спортивный туризм есть нечто большее, чем просто разряды и значки. Это - дух настоящей свободы, единения с природой, мужества и товарищества. Надеемся, вам уже захотелось попробовать!

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях - от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям - работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя - Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых - мастера спорта по горному, А. Битус - мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик - республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения - заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее - по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. - чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период - период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, - начался новый этап их истории -- в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

Гуманитарный факультет

Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма

Курсовая работа:

Спортивный туризм

Выполнил:

студент 4 курса

группы ЭУ-42
Кузнецова Н.Н.

Проверила:

Дивина Н.А

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 История спортивного туризма…………………………………………...4 1.2 Виды спортивного туризма………………………………………………6 1.3 Формы спортивного туризма……………..……………………………...7 1.4 Виды передвижения в туризме…………………………………………..9

2. Классификация маршрутов………………………………………….……10

3. Разряды в спортивном туризме……………………………………....…...10

4. Туристко-спортивные мероприятия……………………………...……....11

Заключение……………………………………………………………………...13

Библиографический список…………………………………………………....14

Введение

Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009 г.г.).

1.1 История спортивного туризма

Спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).

Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.

Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные "шестерки" на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные "шестерки" это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет.

1.2 Виды спортивного туризма

Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.

Индивидуальные (заказные) туры - это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.

Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour - пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

1.3 Формы спортивного туризма

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

Любители походов и активного отдыха в целом даже не всегда знают, что занимаются одним из самых интересных видов , носящем название туризм спортивный что это, какие виды бывают мы сейчас и рассмотрим.

Что за вид спорта

Для лучшего понимания что за спорт туризм, стоит заглянуть в электронный ресурс Википедия.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-22", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-22", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Здесь сказано, что:

под спортивным туризмом понимается целый комплекс мероприятий, которые проходят по специально разработанным маршрутам.

Причем сами маршруты имеют свою категорию сложности и предназначаются от новичков и до профессионалов высокого уровня.

Соответственно, спортсмены, сумевшие преодолеть те или иные преграды, получают соответствующие спортивные разряды.

Особенности спортивного туризма

Стоит сказать, что в спорте одиночек не бывает. Так и спортивный в большинстве своем – коллективный или командный вид спорта. Он приучает работать в команде, при этом будет развивать чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Как и любой спорт, туризм – это в первую очередь строгая дисциплина. Опытные спортсмены- обязательно поделятся своими знаниями и опытом с новичками. Что очень важно для всех начинающих и для детей.

Еще одна особенность спортивного туризма заключается в относительно дешевом снаряжении, что делает его особенно привлекательным. В зависимости от выбранного вида стоимость снаряжения будет разная.

Основные виды

Спортивный туризм, больше развлечение, хобби, чем соревнование. Тут без взаимовыручки никуда. И потому такое занятие находит своих последователей по всему миру.

На сегодняшний день наиболее популярными видами туризма являются:

  • пешеходный – когда все маршруты рассчитаны на возможность их пешего преодоления. Причем трассы разделяются по рельефно-ландшафтным препятствиям. Самые сложные маршруты проходят по местам, отличающимся сложным рельефом, а так же различными климатическими условиями;
  • лыжный из названия следует, что все маршруты проходят по районам где есть снег. Сложность трассы будет зависеть от рельефно-ландшафтных особенностей, а так же по уровню снежного и снежно-ледового покрова;
  • горный - это чаще всего пешие маршруты, проходящие в горной местности, где требуется преодоление троп и перевалов, возможно восхождение на вершины, в чем он сродни со скалолазанием;
  • водный представляет собой сплав по различным рекам, преодоление водных пространств. При этом используются лодки или иные специальные суда. Наиболее популярен сплав по горным рекам;
  • спелеотуризм представляет собой изучение пещер, в том числе и пещерных систем, как сухих, так и частично затопленных;
  • парусный – предполагает путешествия на судах, оснащенных парусом или системой парусов. Для этого подходят как реки, озера, водохранилища, так и ;
  • с использованием различных средств перемещения . Сюда входят: велосипеды, конный туризм, использование авто-мото транспорта;
  • туризм комбинированного типа – маршруты предполагают, что будут использованы различные элементы, начиная от пеших походов, так и велосипедных и даже водных сплав.

Очень часто, спортивный туризм привлекает людей, ищущих острые ощущения, так как в большинстве своем является экстремальным видом спорта, особенно при прохождении сложных маршрутов.

Стоит сказать, что туризм может разделяться на:

  1. детский и юношеский;
  2. взрослый;
  3. семейный;
  4. предназначенный для людей, имеющих определенные ограничения возможностей.

Какая бы форма или вид туризма не были бы выбраны, очень важно, чтобы все соблюдали определенные правила техники безопасности и слушали опытных туристов. И самое главное – реально оценивали свои возможности. Например, новичку нечего делать на трассах повышенной сложности.

Итоги

Все, кто желает увидеть красоты природы, узнать много нового, испытать свои силы, может обратить свое внимание на туризм спортивный что это мы рассмотрели в этой статье.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");