Спортивные игры как средство развития физических качеств организма. Влияние спорта на здоровье детей Как влияют спортивные игры на человека

Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой , которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы он мог противостоять пагубному воздействуют агрессивных микроорганизмов, неблагоприятной экологической обстановке и прочим негативным факторам окружающей среды. Достигается это не только за счет выполнения различных тренингов и упражнений в тренажерном зале и в домашних условиях, но и сбалансированным правильным питанием. Это сочетание позволяет противостоять развитию многих заболеваний, укрепить иммунную систему, повысить ее сопротивляемость к различному отрицательному воздействию .

Технический прогресс затронул все сферы деятельности. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало существенное влияние на образ жизни. Трудиться и заниматься повседневными делами стало гораздо проще и легче. Это не могло не повлиять на физическую активность человека, которая резко снизилась.

Эта ситуация отрицательно сказывается на функциональных способностях, ослабляет скелетно-мышечный аппарат человека. Внутренние органы начинают работать несколько иначе, но, к сожалению, изменения происходят в худшую, а не в лучшую сторону. И поскольку движения сведены к минимуму, резко падающий уровень энергозатрат влечет за собой сбои в мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной системах. Все это отражается на организме и на здоровье, становится причиной развития многих болезней.

Спорт позволяет компенсировать недостаток движения, повысить энергетические затраты. Кроме того, в реалиях современности, именно занятия спортом и физкультурой становятся единственными доступными способами проявления активности, позволяющими восполнить естественную потребность каждого человека в определенном количестве нагрузок и движения.

Зависимость систем и органов от спорта

Активная физическая деятельность, которая характерна абсолютно для любого вида спорта, имеет положительное влияние на здоровье людей. Этому неоспоримому доводу посвящено бесчисленное количество исследований, научных работ, диссертаций, статей. Если излагать их суть кратко и, по существу, то положительное влияние спорта на здоровье сводится к следующим конкретным пунктам:

Укреплению опорно-двигательного аппарата

Кости становятся устойчивыми к нагрузкам, а мышцы, увеличиваясь в объеме, обретают большую силу. Во время пробежек, плавания, занятий в спортзале происходит улучшение транспортировки кислорода к мышцам, что приводит в действие находящиеся до этого в покое кровеносные капилляры и к последующему образованию новых сосудов. Поступление большого количества кислорода изменяет химических состав мышечной ткани - увеличивается концентрация энергетических веществ, а обменные процессы, включая синтез протеина, начинают протекать быстрее, образовываются новые клетки мускул. Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков.

Укреплению и развитию нервной системы

Этому способствует увеличение быстроты и ловкости, улучшение координации. Происходит беспрестанное формирование новых условных рефлексов, закрепляющихся и складывающихся в определенную последовательность. Организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее, а усилий прилагается меньше. Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.

Улучшению функции сосудов и сердца

Кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее. Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения. Сосуды и сердце начинают перекачивать больше насыщенной кислородом крови, объем которой за минуту повышается до 10-20 литров, вместо 5 литров. Сердечно-кровеносная система у ведущих активный образ жизни людей быстрее адаптируется к нагрузкам и восстанавливается после каждой тренировки.

Улучшению работы органов дыхательной системы

Достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде. Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. На фоне отсутствия нагрузок объем кислорода, проходящий через органы дыхания за 60 секунд, составляет 8 литров, а во время плавания, бега, занятий в спортзале возрастает до 100 литров, то есть увеличивается жизненная емкость легких.

Повышению защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови

Число эритроцитов, содержащихся в кубическом миллиметре, у тренирующихся на постоянной основе людей повышается с 5 до 6 миллионов. Возрастает уровень белых кровяных телец - лимфоцитов, нейтрализующих вредоносные факторы. Общее укрепление иммунной системы - прямое доказательство положительного воздействия физкультуры. Люди, постоянно занимающиеся каким-либо видом спорта или посещающие тренажерный зал, гораздо реже болеют, быстрее выздоравливают.

Улучшению метаболизма

В натренированном организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ.

Изменению отношения к жизни

Ведущие активный образ жизни люди в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более жизнерадостны.

Как спорт влияет на молодой организм?

Согласно статистическим данным, семьдесят процентов из общего числа часто подверженных различным болезням детей и подростков пропускает или вовсе не посещает физкультуру, не занимается никаким спортом. Проводимое за телевизором или компьютером время, умственные нагрузки во время уроков или выполнения домашнего задания не могут компенсировать отсутствия физической разрядки.

Малоактивный образ жизни «старит» растущий организм, делает его уязвимым. И если раньше патологии костной ткани, сосудистые и сердечные болезни диагностировались у представителей старшего поколения, сегодня эти недуги поражают и детей, и подростков. Чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, укрепить организм и иммунитет, нельзя пренебрегать спортом и физкультурой.

Проблема популяризации физкультуры и спорта

Благотворное влияние физической активности на организм человека подтверждено исследованиями, практическими наблюдениями, нашло отражение в многочисленных пословицах у разных народов мира.

И педагоги, и медики прилагают много усилий к тому, чтобы в обществе сложилось положительное отношение к спорту. В учебных заведениях выдают бесплатные абонементы на посещение тренажерных залов, бассейнов. Эти старания, конечно, приносят свои плоды, но количество игнорирующих спорт и физкультуру достаточно велико.

Занятия спортом, конечно, важны и необходимы каждому. Главное, соблюдать умеренность и не допускаться перегрузок. Не следует забывать и о травмах, которые можно получить, если пренебрегать мерами безопасности.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Работы великих физиологов И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Они наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение - это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ.

Влияние подвижных игр на организм школьников. В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких (с малой амплитудой) движений.

Главным содержанием развитие ВНД (нервная высшая деятельность) в этом периоде является дальнейшее развитие уровня, достигнутого в предыдущем периоде. Заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки приобретают характерную для них форму. Интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга, что создает благоприятные условия для интерфиксации интеллектуальной деятельности детей в этом возрасте. Возрастает способность произвольно концентрировать внимание, В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды (Пиаже 1952). Этот возрастной период принято считать спокойным и благоприятным.

Дети спокойны, уравновешены, дисциплинированны, заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, И в то же время этот возраст требует пристального внимания, Это вызвано тем, что он расположен между двумя чрезвычайно сложным и бурно протекающими периодами развития. Оправданно поэтому считать его «периодом затишья после бури перед следующей бурей». И это не только красивая метафора. После бури успокаивается, но можно ожидать новой сильной. Из-за своей неожиданности она может стать опасной. И перед бурей в периоде уже происходят изменения, еще не выраженные внешне .

Подобное происходит и в организме детей этого возраста. Заканчиваются глубокие преобразования, имеющие место в дошкольном возрасте. Одновременно идет подготовка к реакции еще более существенных и сложных преобразований в последующем возрастном периоде. Это и определяет важность требования повышенного внимания к детям этого возраста. Главный момент заключается в строгом соответствии физических и умственных нагрузок возможностям организма.

В среднем школьном возрасте (подростковый) охватывает период с 12 до 16 лет. Это один из наиболее важных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Заканчивается образованием физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов.

Увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечнососудистой системы.

Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в ВНД. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило, они превышают интенсивность раздражителя.

Все изменения в НВД подростков - результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной.

В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. В этом возрасте особенно эффективны занятия физкультурой. Они должны отвечать следующим требованиям:

  • а) применяться систематически, а не от случая к случаю;
  • б) не вызывать чрезмерного утомления;
  • г) быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.

Систематические физические упражнения с широким использованием естественных факторов природы - солнце, воздух и вода - успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые для трудовой жизни, для здоровья.

Под влиянием физических упражнений работающие мышцы лучше снабжаются кровью .

Только физические упражнения способны повысить подвижность и эластичность суставов, их способность противостоять сильным напряжениям. Под влиянием физических упражнений большую подвижность приобретает позвоночник, что предупреждает образование сутуловатости или искривлений (сколиозов).

Положительное воздействие физических упражнений выражается не только в улучшении функций (работы) важнейших их органов и систем человеческого организма. Но и проявления бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера. Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.д.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82--85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16--19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1--3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6--7-м классе меньше, чем в 2--3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает .

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.

Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

По данным некоторых исследователей, 6--7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела -- 700 г, а у девочек -- соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, -- это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена -- головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате -- так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», -- признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий росту и развитию детей .

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Ко вторым -- такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику задание выполнять дома определенное число раз те" или иные гимнастические упражнения .

Выполнение домашних заданий -- органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению необходимых гигиенических правил и навыков.

Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения на выработку правильной осанки, «для развития двигательных навыков, выносливости. Рекомендуемые для выполнения дома комплексы утренней физзарядки, активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых общеподготовительных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних органов, совершенствованию координации движений. Выполняя эти упражнения, можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко), изменять усилия (напряженно, расслабленно).

При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы мышц является предварительное их растягивание. При чередовании и растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным. Прежде всего, темп бега и длина дистанции должны в определенной мере соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а пробегаемое -- увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками или с взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости. Основная цель -- укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о важнейшем принципе тренировки -- постепенности увеличения нагрузки.

После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми. Они вызывают яркие эмоции и доставляют школьникам удовольствие. Во время подвижных игр приобретаются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества. Игры оказывают и большое оздоровительное влияние.

Родителям надо подсказать и показать (это очень важно) школьникам, в какие игры и как надо играть, помочь им (тактично, ненавязчиво) найти товарищей по играм.

Ребята могут сообща разметить и оборудовать места для игр. Родители должны помогать им советом, а если понадобится, то и практическими делами.

Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках -- путь к физическому совершенствованию молодого организма.

Неправильно поступают те родители, которые после выздоровления школьника чрезмерно долго удерживают его от подвижных игр, физических упражнений, а иногда стремятся получить разрешение школьного врача на длительное освобождение ребенка от уроков физической культуры. Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится .

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда - это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-святочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

При занятиях играми, необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления .

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статистическим), благотворно воздействуют на организм детей и подросток. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия учеников и устраняет излишнее возбуждение .

Особенно ценно в оздоровительном отношение круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональные и эмоциональный побьем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоровительное воздействие.

Чрезмерно сильная тренировка не улучшит, а наоборот затормозит рост и развитие. Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к каким либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же с нормальным или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности, но некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели - рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.

В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4см, а вес на 2кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления .

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств .

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и нижнесреднего развития при условиях систематических занятий физической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в развитии росте. Недостаток движений (гипокинезия) если он небольшой приводит к приостановке или снижению роста дееспособности организма, а если большой - даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям, физические упражнения являются средствами профилактики нарушений нормального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста не должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергетических ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пластические процессы (процессы роста и развития), а сильная мышечная деятельность связана с большими затратами энергии.

Следует соблюдать осторожность и при проведении закаливающих процедур. Двигательная деятельность школьников, как по характеру упражнений, так и по объему должна строиться дифференцированно с учетом уровня их физической подготовленности. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие,15%-высокое и вышесреднее, 10% - нижнесреднее и низкое (по данным обследования школьников Москвы В.К. Шурухиной) .

Различия в физических нагрузок должны касаться главным образом на силу и скорость выносливости, Объем упражнений не ловкость и быстроту для всех учащихся может быть примерно одинаковым. Однако в отдельных случаях некоторые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот, следовательно, дозировать физические нагрузки надо с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях.

Уже в младшем школьном возрасте нужен дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе упражнений и дозирование физических нагрузок. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2кг, в 10 лет - меньше на 0,4кг; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1см, в 11 лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200см. Следовательно, нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже, Кроме того сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5кг, а в 11 лет на 10 кг. Значит, силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же, как и для мальчиков, но по напряжению меньше .

Следует иметь в виду, что если двигательный режим у девочек достаточен, то они почти не отстают от мальчиков в физической подготовленности. Если же на физические упражнения девочек в младшем возрасте не обращается внимание, они в дальнейшем отстают от мальчиков даже по таким показателям, например как координация и точность движений.

Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития.

Значительная часть учащихся начальной школы, имеют какие - либо нарушения осанки. Подавляющие большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдаются у детей 7-12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток .

Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья человека. Обязательная форма физической культуры в школе уроки физкультуры, в которые, согласно данным литературы, не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванной сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т. д. Результат этого низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей .

Во время тренировок в секциях спортивных игр выполняются различные движения и действия. Получаемая физическая нагрузка способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы, оказывает положительное влияние на органы дыхания и опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ в организме. Необходимость выполнения точных и ловких движений влияет на развитие глазомера, формирование точности и быстроты движений, мышечной силы. Благодаря всем этим положительным эффектам влияние спортивных игр на здоровье человека трудно переоценить.

Во время занятий спортивными играми у тренирующихся людей вырабатываются умения принимать быстрые самостоятельные решения, совершенствуется способность видоизменять свои движения по скорости, направлению и интенсивности. Влияние на здоровье человека выражается также в развитии выносливости, быстроты и ловкости, поддержания тонуса мышечной мускулатуры, формирования повышенной устойчивости к простудным заболеваниям вследствие укрепления иммунитета.

Для женщин, которые впервые решили посетить занятия в секциях спортивных игр, лучше всего подойдут такие виды спорта как бадминтон, волейбол, теннис. Физические нагрузки, получаемые во время тренировок в этих секциях, отличаются относительно небольшой интенсивностью и сложностью выполняемых движений. Поэтому данные спортивные игры по своей технической сложности вполне доступны для занятия людям, никогда ранее не занимавшимся спортом. Совершенствование технико-тактических действий во время тренировок будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и окажет огромное положительное влияние на здоровье человека. При достаточно высоком уровне физического развития для женщин вполне можно записаться в секции баскетбола, гандбола или водного пола. Однако для того, чтобы посещение тренировок по баскетболу или гандболу оказывало только положительное влияние на здоровье, следует помнить о том, что данные спортивные игры характеризуются довольно высоким темпом игры, необходимостью выполнения большого количества скоростно-силовых движений и значительной физической нагрузкой на все основные системы органов человеческого тела. Поэтому, во избежание обострения имеющихся заболеваний и ухудшения здоровья, перед посещением занятий в секциях спортивных игр желательно проконсультироваться с врачом.

В последние годы в средствах массовой информации всё чаще можно встретить репортажи о спортивных турнирах среди женских команд по футболу или даже хоккею, а некоторые спортивные клубы предлагают представительницам прекрасного пола записаться в подобные секции. Однако такие спортивные игры отличаются особенно резкими движениями, сильными и жёсткими столкновениями участников команд, требуют огромного напряжения организма и большой мышечной силы. Поэтому для женщин, чья профессиональная карьера не связана с высокими спортивными достижениями и для которых посещение секции спортивных игр представляет интерес в основном из-за положительного влияния на здоровье или из-за способности сформировать стройную фигуру, такие виды спорта как футбол или хоккей всё же являются не совсем подходящими.

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.



Движение, физкультура и спорт - это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность . В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура - комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.



Продолжительность занятий лечебной физкультуры :

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.