Презентация. Физическая культура и спорт в России

Слайд 2

  • Физическая культура- органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике.
  • Спорт– составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.
  • «Правильное физическое элементарное образование должно подготовить каждого человека к тому, чтобы он не гнушался никакой работы, не страшился никакого напряжения сил.» И. Песталоцци.
  • Слайд 3

    • Лыжи
    • Спортивные игры
    • Легкая атлетика
    • Гимнастика
  • Слайд 4

    Лыжи

    • лыжные гонки
    • биатлон
    • фристайл
    • лыжное двоеборье
    • горнолыжный спорт
    • прыжки с трамплина
  • Слайд 5

    • Лыжные гонки, вид спорта, в котором спортсменам необходимо как можно быстрее преодолеть соревновательную дистанцию на лыжах.
    • Биатлон– зимнее двоеборье, состоящее из лыжных гонок с оружием на установленные дистанции дистанции стрельбы по мишеням из малокалиберной винтовки.
  • Слайд 6

    • Лыжное двоеборье, вид спорта, включающий прыжки с трамплина и лыжные гонки.
    • Фристайл – горнолыжное многоборье, в состав которого входят лыжный балет, воздушная акробатика и могул.
  • Слайд 7

    Горнолыжный спорт

    Горнолыжный спорт, представляет собой спуск с гор на лыжах по специальным трассам и объединяет ныне такие спортивные дисциплины, как слалом, гигантский слалом, скоростной спуск, а также горнолыжное двоеборье.

    Слайд 8

    Гимнастика

    • Акробатика
    • Спортивная
    • Основная
    • Вспомогательная
    • Художественная
  • Слайд 9

    • Спортивная гимнастика представляет собой многоборный вид спорта, содержание которого составляют упражнения на гимнастических снарядах, вольные упражнения и опорные прыжки.
    • Акробатика имеет те же задачи и направленность, что и спортивная гимнастика. Специфическими упражнениями акробатики являются кувырки, перекаты, перевороты, мосты, стойки и пирамиды.
  • Слайд 10

    Художественная гимнастика

    • Художественная гимнастика является таким видом гимнастики, в котором применяются как специальные упражнения, так и обще-развивающие, акробатические упражнения.
    • В ней широко применяются мячи, обручи, шарфы, флаги, ленты, скакалки и другие предметы. Отличительной особенностью художественной гимнастики является ее тесная связь с музыкой и танцами.
  • Слайд 11

    Легкая атлетика

    • Прыжки
    • Метание
    • Спортивная ходьба
  • Слайд 12

    Бег

    • с барьерами и препятствиями
    • на короткие, средние и длинные дистанции
    • по пересеченной местности
    • эстафетный
    • марафон
  • Слайд 13

    Метание

    • диска
    • копья
    • гранаты
    • молота
    • толкание ядра
  • Слайд 14

    Прыжки

    • в длину с места, с разбега, тройной
    • в высоту
    • в высоту с шестом
  • Слайд 15

    Спортивные игры

    К спортивным играм относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих.

    Слайд 16

    Футбол

    Футбол - спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (11 человек), используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук) стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои.

    Американский футбол - спортивная командная игра с овальным мячом на прямоугольной площадке, разделенной на 20 равных отрезков, в командах по 11 человек.

    Цель игры – приземлить мяч за лицевую линию ворот (6 очков), попасть в створ ворот с игры (3 очка), со штрафного (1 очко). Разрешены силовые приемы. Футболисты имеют защитное снаряжение.

    Слайд 17

    Волейбол

    Волейбол -командный вид спорта: две команды по шесть игроков ведут игру на площадке размерами 18 х 9 м.

    Задача игроков: в соответствии с правилами направлять мяч над сеткой и приземлять его на стороне соперника или заставлять соперника совершать ошибки.

    Пляжный волейбол представляет собой игру двух команд – по два игрока каждая – на песчаной игровой площадке, разделенной сеткой.

    Слайд 18

    Баскетбол и теннис

    • Баскетбол - это игра двух команд каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель обеих команд – забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину. Мяч можно передавать, отбивать, бросать, катить или вести в любом направлении при условии соблюдения правил по баскетболу.
    • Теннис, спортивная игра с мячом и ракеткой на специальной площадке – корте, разделенном посредине сеткой.
    • Ударами ракетки мяч посылается через сетку на половину соперника т. о., чтобы тот не смог вернуть мяч обратно.
  • Слайд 19

    Бейсбол и гандбол

    Бейсбол, спортивная игра с мячом и битой, в которой две команды (по 9 человек) поочередно выполняют определенные правила атакующие и защитные действия.

    Игроки атакующей команды по очереди, стоя у базы, отбивают битой посланный к ним мяч и во время его полета перебегают от одной базы к другой, защищающиеся стремятся поймать мяч и попасть им в перебегающего противника. Команды соревнуются за право подачи мяча и перебежки, чтобы, перебежав на одну базу, получить очко.

    Гандбол, командная спортивная игра, в процессе которой две противоборствующие команды стремятся забросить в ворота соперника большее количество мячей и не пропустить в свои (по 7 человек).

    Слайд 20

    Хоккей

    • Хоккей - спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои (5 игроков).
    • Хоккей с мячом, разновидность хоккея.
    • Хоккей на траве,спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек) за счет передач мяча партнеру клюшками стремится забить его в ворота соперника.
  • Слайд 21

    Боулинг, поло, гольф и городки

    • Боулинг - спортивная игра в шары, разновидность кеглей, сущность заключается в катании шаров по специальной деревянной дорожке с целью сбить установленные в виде треугольника 10 кеглей.
    • Конное поло - командная спортивная игра на поле с деревянным мячом и клюшками, верхом на лошадях.
    • Водное поло - командная спортивная игра в воде, в процессе которой спортсмены двух команд стремятся забросить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои (7 человек).
    • Гольф - спортивная игра с мячом и клюшками на естественном поле, участники которой стремятся прогнать мяч, минимальным числом ударов загнать его в каждую из лунок поля.
    • Городки - русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определенных расстояний из города пяти городков, составленных в виде различных фигур.
  • Слайд 22

    Фигурное катание

    Фигурное катание, вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена с переменами направления скольжения, вращениями и прыжками.

    Включает в себя одиночное катание, парное и спортивные танцы.

    Слайд 23

    Скоростной бег на коньках

    Скоростной бег на коньках – вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать соревновательную дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.

    Слайд 24

    Плавание

    • Плавание - вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции от 50 до 1500 м. в бассейне.
    • Синхронное плавание - выполнение в воде различных фигур под музыку. Участвуют только женщины.
    • Прыжки в воду - вид спорта, включающий выполнение прыжков с трамплина с разнообразными вращениями и входом в воду головой или ногами.
  • Слайд 25

    Парусный спорт, гонки на парусных судах

    • Водно-моторный спорт - технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах.
    • Серфинг - вид водного спорта, соревнования на скорость, дальность передвижения по большим прибойным волнам на специальной пробковой или пенопластовой доске, стоя, без креплений.
  • Слайд 26

    Гребля и подводный спорт

    • Гребля академическая - вид гребного спорта, включающий гонки на академических судах.
    • Гребля слалом - вид гребного спорта, включающий гонки по бурному потоку воды через установленные ворота.
    • Подводный спорт - скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения.
  • Слайд 27

    Конный, ездовой и велосипедный спорт

    • Конный спорт - соревнования в различных видах езды и упражнениях на лошади.
    • Ездовой спорт - гонки на собачьих упряжках.
    • Велосипедный спорт - вид спорта, в котором спортсменам необходимо как можно быстрее проходить дистанцию на велосипедах.
  • Слайд 28

    Автомобильный, парашютный и мотоспорт

    • Автомобильный спорт - соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях.
    • Мотоспорт - вид, включающий мотоциклетный кросс, шоссейные гонки.
    • Парашютный спорт - вид авиационного спорта, прыжки с парашютом с летательных аппаратов на точность приземления.
  • Слайд 29

    Сноубординг, скелетон и секйтбординг

    • Сноубординг - вид горнолыжного спорта, спуск по снежному склону, а также выполнение акробатических элементов на специальной полуовальной трассе – полутрубе.
    • Скелетон - спуск по ледяному желобу на двухполозевых санях на укрепленной раме.
    • Скейтбординг - катание на роликовой доске с преодолением препятствий и выполнением сложных фигур.
  • Слайд 30

    Тяжелая атлетика и единоборства

    • Тяжелая атлетика - соревнования в поднятии тяжестей в различных весовых категориях
    • Дзюдо - вид спортивного единоборства, в котором наряду с бросками разрешены болевые и удушающие приемы.
    • Вольная борьба.
    • Бокс –спортивное единоборство, кулачный бой двух спортсменов, проводимый на ринге.
  • Слайд 31

    Индивидуальные виды спорта

    Индивидуальные виды спорта – плавание, легкая атлетика, гимнастика – формируют характер, укрепляют самодисциплину, выдержку и способствуют гармоническому развитию всей мускулатуры тела, укрепляют здоровье,закаляют волю, способствуют совершенствованию человеческой личности.

    Посмотреть все слайды

    Физическая культура и спорт в России

    Олимпийское движение



    Виды состязаний в олимпийских играх

    Гонки на колесницах

    Кулачный бой

    Метание диска

    Метание копья



    История развития физической культуры в России

    Три этапа развития:

    • С древнейших времён до 1917 года
    • Развитие физической культуры в СССР

    Основные источники о физической культуре

    Повѣсть

    временныхъ лѣтъ Первая борцовская

    схватка


    Создатель системы

    Пётр Ле́сгафт

    выдающийся биолог, анатом,

    врач, педагог,

    создатель научной

    системы

    физического воспитания.


    Был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

    Императорский и Царский Орден Святого Станислава - орден Российской империи с 1831 до 1917 года . Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.


    Спортивная история России

    Первый чемпионат А. Паншин

    по конькобежному спорту


    Органы управления физическим воспитанием и спортом

    Канцелярия главного наблюдающего

    Российский олимпийский комитет


    Лыжные гонки

    ПОБЕДИТЕЛЬ:

    Павел Бычков

    Первый чемпионат по лыжным гонкам


    В 1923 году основано первое спортивное общество « Динамо»

    Год основания:


    Создание комплекса ГТО

    Первая всесоюзная

    Спартакиада

    В 1931 году был принят комплекс ГТО СССР - Готов к труду и обороне


    • 21 апреля 1951 года был создан Национальный олимпийский комитет

    I Олимпиада, Афины, Греция, 1896 год

    II Олимпиада, Париж, Франция. 1900 год


    История олимпийского движения с 1896 года до современности

    XIV Олимпиада Лондон, Великобритания, 948 год

    XII Олимпиада Хельсинки, Финляндия, 1940год


    История олимпийского движения с 1896 года до современности

    XXI Олимпиада Монреаль, Канада, 1976 год

    XX Олимпиада Мюнхен, ФРГ, 1972 год


    История олимпийского движения с 1896 года до современности

    МОСКВА – 80

    XXIX Олимпиада Пекин, Китай, 2008 год

    XXII Олимпиада

    СССР, 1980 год


    СИМВОЛИКА ОЛИПИЙСКИХ ИГР

    Олимпийская символика - атрибуты Олимпийских игр, используемые Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире. К олимпийским символам относятся: флаг (кольца), гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, оливковая ветвь, салют, талисманы, эмблема.


    ОЛИМПИЙСКИЕ КОЛЬЦА

    Синий Европа

    Черный Африка

    Красный Америка Желтый Азия

    Зеленый Австралия


    ОЛИМПИЙСКИЙ ФЛАГ

    • Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия).

    • Быстрее, выше, сильнее», что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius». Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета.

    ОЛИМПИЙСКАЯ КЛЯТВА

    • Один из выдающихся спортсменов произносит клятву в честности соревнований от имени всех соревнующихся. Затем один из судей произносит клятву в честном и объективном судействе.

    ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ

    Впервые Олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды).

    Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Олимпийский огонь на факеле передается от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя Олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр.


    • Олимпийские медали: золотую, серебряную и бронзовую вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды.
    • Золотые медали, как правило, изготавливают в основном из серебра. Так, на Играх 2008 года золотая медаль весила около 150 граммов, в состав которых входило примерно 6 грамм золота. Серебряные медали изготавливают из серебра, бронзовые из меди. Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований.

    • Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.
    • Церемония открытия игр. В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и
    • Президент МОК.

    • На Олимпийских играх - а это случилось впервые на Играх в Мехико - появился талисман. Но не чей-то персонально, а для всех, общий: чтобы приносить счастье любому олимпийцу, любому болельщику. Талисманом стал ягуар. А это одно из любимых животных в Мексике .

    • Каждые Олимпийские Игры имеют свою уникальную эмблему символизирующую город и страну организатор. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца.

    Зимние олимпийские игры 2014

    • Зимние Олимпийские игры 2014 - официальное название XXII зимние Олимпийские игры- международное спортивное мероприятие, которое пройдёт с 7 по 23 февраля 2014 года .
    • Столица Олимпиады, Сочи ( Россия ), была выбрана во время 119-ой сессии МОК в городе Гватемала , столице Гватемалы 4 июля 2007 года .

    Олимпиада 2014 в Сочи

    Эмблема - логотип

    Талисманы


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Международное Олимпийское движение в современном обществе имеет перспективы на дальнейшее развитие за счёт постоянного вливания новых видов спорта , активного участия людей в спортивных состязаниях, положительного отношения человечества к спорт у, понимания важности и необходимости совершенствования проведения Олимпийских игр .

    В презентации отражены основные этапы становления комплекса ГТО в нашей стране. Кроме того, представлены изображения знаков отличия, что позволит обучающимся более подробно познакомится с историей комплекса.

    Данная презентация поможет учителю физической культуры. Рекомендуется использовать во время проведения инструктажа по технике безопасности. Целевая аудитория - учащиеся 5 классов. Также можно использовать для демонстрации учащимся младших классов. А в качестве повторения - учащимся 6-9 классов.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Мультимедийная физкультминутка для глаз «Звезда» составлена на основе комплекса упражнений для глаз по методике профессора Жданова В.Г. В физкультминутке звучит музыка В.А.Моцарта. Она успокаивает, умиротворяет. Кроме того классическая музыка развивает у детей музыкальный и эстетический вкус. Длительность комплекса упражнений 1 минута 36 секунд.

    Целевая аудитория: для 4 класса

    Данная презентация может использоваться на уроках физической культуры в 9 - 11 классах.(Рабочая программа учебного курса физическая культура для 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. 5 - 11 класс, А.М. Матвеев - М.: «Просвещение» 2007г.)
    Она познакомит учащихся с современными спортивно-оздоровительными системами. Презентация поможет узнать не только особенности каждой спортивно-оздоровительной системы,но и подскажет какую спортивно-оздоровительную систему выбрать для себя.

    Целевая аудитория: для 10 класса

    Повторительно-обобщающий урок по лыжной подготовке.
    цель:закрепить теоретические знания по лыжной подготовке.
    Задачи:
    1.Ознакомить учащихся с историей возникновения лыжного спорта.
    2.Повторить технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов.
    3.Воспитывать бережное отношение к лыжному инвентарю.

    Роль спорта в жизни человека Подготовила Фирюлёва Т.Г. 2018 год

    Цели и Задачи  1. Нужен ли спорт человеку?  2. Сколько раз в неделю нужно заниматься спортом?  3. Чрезмерные занятия спортом могут привести к негативным последствиям?  4. Известные виды спорта.  5. Рекорды мира.  6. Выводы.

    Спорт ­ определение  Спорт (англ. sport, desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.  Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико­психических характеристик человека.

    Нужен ли спорт человеку?  Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого­то результата в нём.

    Сколько раз в неделю нужно заниматься спортом? Нельзя сказать «вообще» сколько точно дней нужно тренироваться, для разных ситуаций эта величина будет разная. Количество тренировок в неделю зависит от этих факторов: 1. От цели ваших занятий Возможно, вы хотите заниматься фитнесом для поддержания здоровья и снятия стресса, возможно, хотите похудеть или развивать силу и массу мышц. Цель определяет средства. 2. От программы тренировок (тип нагрузок, объем нагрузок, интенсивность нагрузок) 3. От степени подготовленности спортсмена и скорости его восстановления Нужно постепенно приучать мышцы к нагрузкам, а не пытаться сразу поломать организм. 4. От режима жизни (сон, питание и т.д.) От этого зависит состояние нервной системы и восстановление мышц. В итоге занятиям спортом нужно уделять 2­4 дня в неделю.

    Чем опасны чрезмерные физические нагрузки.  Известно, что чрезмерные нагрузки приводят к ускоренному старению, снижению защитных сил организма, а также к большим проблемам с опорно­двигательным аппаратом, в частности, из­за большого риска получения травм и перегруженности костно­мышечного аппарата. Слишком большая нагрузка на наш организм приводит к выработке большого количества свободных радикалов, при этом ухудшается и метаболические процессы. А в жаркие дни усиленные тренировки могут закончиться обезвоживанием.

    Известные виды спорта Мы знаем тысячи видов спорта, но вот несколько примеров: Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, крикет, гольф, бейсбол, прыжки в длину, прыжки в высоту, бег на разные дистанции, плавание, прыжки в воду, велоспорт, тяжёлая атлетика, бокс, все виды борьбы, гребля, поло, хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, метание ядра и копья, теннис, гимнастика, гонки на лошадях, реслинг.

    Слайд 2: Содержание:

    Современное состояние ФК и спорта. ФЗ № № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». 2. Деятельностная сущность ФК в различных сферах жизни. 3. Ценности ФК. Физическая культура личности. 4. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

    Слайд 3

    Термин «ФК» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «ФК» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Сегодня ряд теоретиков оспаривают целесообразность использования термина «ФК». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе (исключение лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы). В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: одни полагают, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как другие считают научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой

    Слайд 4: Современное состояние ФК и спорта ФЗ № № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»

    В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура - это часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности (ДА) и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), социальной адаптации путем физического воспитания (ФВ), физической подготовки (ФП) и физического развития (ФР). Современное состояние ФК и спорта ФЗ № № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»

    Слайд 5

    Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии ФК и спорта - должна составлять важнейшую часть социальной политики государства, обеспечивающую воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

    Слайд 6: Понятие физическая культура

    Является самым широким, собирательным и многогранным в рассматриваемой сфере. На сегодняшний день существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием «культура». Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека. Человек познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

    Слайд 7

    В связи с этим физическую культуру следует рассматривать как совокупность органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции, к таким частям относятся следующие: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация.

    Слайд 8: Феномен: физическое воспитание

    Физическое воспитание (ФВ) - это процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области ФК в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры (п. 25 ст. 2 ФЗ). Физическое воспитание отражает объективную необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений и практической жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой для занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности человека.

    Слайд 9: Лесгафт Петр Францович (1837-1909)

    Основоположник научной системы ФВ, русский педагог, анатом и врач. Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов ФВ, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин « physical edu-cation » может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин « physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова « sport », « physical education », « physical training », « fitness » и др.

    10

    Слайд 10

    В современной трактовке «физическое воспитание» - это педагогический процесс, направленный на освоение человеком ценностей физической культуры с целью формирования физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание в единстве с другими видами воспитания обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания. Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач, таких как: укрепление здоровья и закаливание организма; гармоническое развитие тела и физиологических функций организма; всестороннее развитие физических и психических качеств; обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

    11

    Слайд 11: Феномен: Спорт

    Спорт рассматривается как составная часть ФК и предусматривает соревновательную деятельность, а также подготовку к ней. Его развитие определяется необходимостью иметь такую область деятельности, в которой человек мог бы проявить свои физические способности на предельных уровнях. Человек находит в спорте один из способов самоутверждения личности, победы над временем, соперником, над собой. В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Таким образом, спорт отличается от ФВ тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента; если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, то спорт дает возможность полностью раскрыть эти навыки.

    12

    Слайд 12

    ФЗ дифференцирует современный спорт по 3-м большим категориям: массовый спорт – часть спорта, направленная на ФВ и ФР граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях; профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату; спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях.

    13

    Слайд 13: Феномен: Физическая рекреация

    под ФР понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. ФР представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах и естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности. При этом основной функцией ФР признавалась функция оптимизации (поддержки) состояния организма человека, адаптация его к условиям своего природного существования. Она рассматривалась преимущественно в рамках медико-биологических дисциплин, так как наличие слова «физическая» традиционно связывалось с организмом человека.

    14

    Слайд 14: Феномен: Физическая реабилитация

    ФР - это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Средствами ФР являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия и др.. Назначение средств ФР, последовательность применения её форм и методов определяются характером течения заболевания, общим состоянием больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

    15

    Слайд 15

    Основная цель ФР - адаптация к работе на предыдущем месте труда или реадаптация (повторная адаптация), т.е. работа с меньшими нервно-психическими и физическими нагрузками. Главными задачами ФР являются: функциональное восстановление (полное или компенсация при недостаточном или отсутствии восстановления); приспособление к повседневной жизни и труду; привлечение в трудовой процесс; диспансерный надзор за пациентами. Реабилитация будет малоэффективной, если не соблюдать её основополагающие принципы: раннее начало реабилитационных мероприятий. непрерывность реабилитации. комплексность реабилитации. индивидуальность реабилитации. необходимость реабилитации в коллективе. возвращение пациента к активному труду.

    16

    Слайд 16: Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни

    Деятельностный аспект ФК заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека, которая осуществляется по законам ФВ, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д. В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром ФК можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

    17

    Слайд 17

    В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей: 1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим; 2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий; 3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

    18

    Слайд 18: Двигательная активность

    Одни полагают, что минимум движений можно обеспечить, делая зарядку и совершая прогулку перед сном. Другие, относя это к фоновым нагрузкам, ничего не меняющим по существу, за точку отсчета необходимого минимума движений берут ежедневную длительную ходьбу или бег, занятия общеразвивающей и атлетической гимнастикой и т. п. Так, некоторые советские и японские ученые считают, что в день следует делать минимум 10-15 тыс. шагов. Л. П. Матвеев рекомендует поддерживать минимальную двигательную активность в повседневном режиме людей среднего и пожилого возраста - не менее 1 ч. ежедневно, включая такие формы занятий, как утренняя гимнастика, пешие прогулки, бег трусцой и др. М.Ф. Гриненко и Г.Г.Саноян, оптимумом двигательной активности для трудящихся, считают расход человеком в сутки 1300-2000 ккал.

    19

    Слайд 19: Двигательная активность

    Челябинский ученый А. А. Гужаловский в порядке обсуждения проблемы оптимума движений предложил различать три уровня двигательной активности: 1. Физкультурно-гигиенический минимум предполагает ежедневное выполнение зарядки, закаливающих процедур и гигиеническую прогулку перед сном. Невыполнение указанного минимума грозит здоровью человека. 2. Физкультурно-общеподготовительный минимум включает в себя как обязательное условие выполнение физкультурно-гигиенического минимума, который дополняется ежедневным 30-минутным (для людей среднего и пожилого возраста) активным отдыхом с направленным использованием физических упражнений, по возможности на открытом воздухе. 3. Физкультурно-спортивный оптимум включает первые два уровня и 3-6 ч. (в зависимости от возраста, состояния здоровья и физической подготовленности) физкультурных или спортивных занятий в неделю.

    20

    Слайд 20: Ценности физической культуры:

    Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более частных отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью). Ценности физической культуры:

    21

    Слайд 21

    22

    Слайд 22

    Физическая культура личности - это социально-детермированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

    23

    Слайд 23

    24

    Слайд 24: Основные положения организации физического воспитания в вузе

    Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки бакалавра и Примерной учебной программой для вузов. ФВ как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент ФГОС и является важной составной частью профессиональной подготовки студента. Занятия по ФВ в вузе обязательны и направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студента потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.

    25

    Слайд 25

    Целью физического воспитания студентов - является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

    26

    Слайд 26

    Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: создать условия для понимания роли ФК в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; формирование системы знаний научно-биологических и практических основ ФК и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к ФК, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, раз-витие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в ФК; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

    27

    Слайд 27

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать основы физической культуры и понимать ее роль в развитии человека и подготовке специалиста. Уметь использовать средства физической культуры для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, достижения личных жизненных и профессиональных целей. 3) Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке).

    28

    Слайд 28

    Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая: теоретические, практические и контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ.

    29

    Слайд 29

    Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), текущей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) информации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подготовленности. Студенты обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: теоретико-методической подготовленности; общей физической и спортивно-технической подготовленности; сформированности профессионально-значимых умений и навыков.

    30

    Последний слайд презентации: Физическая культура и спорт как социальные феномены общества Физическая

    Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. Коршунова Т.Ю. Развитие законодательства о труде профессиональных спортсменов // Трудовое право. 2006. №5, 6, 7. См. также: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности // Теория и практика физической культуры. 2009. №5. Орлова Е.В. Спорт как объект правового регулирования в России // Спорт: экономика, право, управление. 2006. №3. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. 19-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др. М.: Физкультура и спорт, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/text/stcdocs/2002/01/30258.shtml. (18.07.2009). [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2005N5/p14-18.htm. [Электронный ресурс]. URL: http://sport.pu.ru/t1.html.