Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей. Гимнастика для глаз

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ С ДЕТЬМИ

Зрительная гимнастика - это одна из форм профилактики и коррекции нарушений зрения, предотвращение переутомления зрительного аппарата.

Специальные упражнения для глаз основаны на равномерном чередовании тренировок глазных мышц с полноценным отдыхом зрительного аппарата. Выполняя такие несложные упражнения каждый день, можно не только сохранить зрение, но и восстановить его полноценное функционирование.

Зрительную гимнастику обязательно проводите во время работы за компьютером:

для 4-5 летних детей - после 5 мин работы,

для 6-7-летних - после 7-8 мин работы.

Длиться зрительная гимнастика должна 1-2 мин.

Гимнастика для глаз - это одна из здоровьесберегающих технологий, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами и тому подобное.

Упражнения зрительной гимнастики:

снижают утомляемость глаз

укрепляют глазные мышцы

снимают напряжение

предотвращают возникновение нарушений зрения

положительно влияют на общую работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Гимнастика для глаз дома: упражнения для проведения с детьми

Если у ребенка уже выявлены нарушения зрения, зрительная гимнастика поможет решить эту проблему. Задача родителей - выучить с ребенком простые упражнения для улучшения зрения и регулярно напоминать ей выполнять гимнастику для глаз.

Чтобы поощрить ребенка и вызвать у нее интерес к зрительной гимнастике, рекомендуйте родителям выполнять упражнения для глаз вместе с ней.

Предлагаем несколько простых упражнений, которые удобно выполнять с ребенком дома.

Подвесьте разноцветные картонные кружочки разных размеров в углах комнаты под потолком.

Предложите ребенку посмотреть на левый круг несколько секунд, затем - на правый, а затем закрыть глаза на 10 сек. Выполните с ребенком это упражнение 3-5 раз. Предложите ребенку в течение 10 с попеременно закрывать и раскрывать глаза для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко.

Сядьте напротив ребенка и поставьте руки под подбородок, чтобы избежать движений головы. Предложите ребенку сделать то же самое. Затем выполняйте упражнение вместе. Следует поднять глаза и посмотреть вверх, затем - вниз по 4 раза, перерыв 10 с; затем - вправо, влево 4 раза, перерыв 10 сек.

Разместите на потолке рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Предложите ребенку «пройти путь» глазами: от начала молнии до ее конца, от начала спирали до центра, по кубикам определенного цвета, который вы зададите.

Предложите ребенку представить перед собой квадрат и «обвести» его глазами по периметру по часовой стрелке и против нее, а затем провести воображаемые линии по диагонали - с левого верхнего угла в правый нижний и из левого нижнего угла в правый верхний.

Поиграйте с ребенком «в мишку». Ребенок должен стоять расслабленно и переступать с одной ноги на другую, отрывая пятки от пола, и слегка покачаться, как мишка. Взгляд при этом необходимо сосредоточить четко перед собой - в направлении носа - и не переводить его на один из предметов, которые попадают в поле зрения. Во время выполнения упражнения можно моргать. Упражнение следует выполнять в течение 2-3 минут.

Предложите ребенку закрыть глаза, накрыть их ладонями и представить перед собой черное поле. Поэтому «нарисовать» носом маленькую букву «о». Внутри нее - еще меньше, а внутри этой - еще меньшую и т.д., пока не получится точка. По завершении упражнения ребенок должен в течение 30 сек поморгать глазами.

Отыщите за окном очень удаленный объект. Предложите ребенку посмотреть через окно на него и внимательно рассматривать в течение 10 с, затем перевести взгляд на объект, что находится в комнате. Повторить упражнение следует 3-4 раза.

Предложите ребенку протянуть перед собой правую руку. Затем медленно водить указательным пальцем вправо–влево, вверх–вниз и взглядом следить за ним.

Пользу приведенных упражнений зрительной гимнастики будет ощутимой только при условии систематического их выполнения. Эти упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 10-15 минут. в любое время после зрительной деятельности.

Одной из основных причин ухудшения зрения у детей является чрезмерное использование компьютера и гаджетов.

КАК ПРОВОДИТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Придерживайтесь следующих важных правил, чтобы упражнения были эффективными:

предлагайте дошкольнику передышку в течение 1-2 минут. через каждые 10 мин выполнение специальных упражнений

озвучивайте ребенку все действия, которые вы выполняете

придерживайтесь принципа усложнения материала. Так, сначала отрепетируйте простые движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривание, моргание и т. п, а лишь затем используйте более сложные в исполнении упражнения

применяйте довольно крупные штифты, изготавливая собственноручно наглядные средства (плакаты или карточки)

используйте для работы с детьми качественная бумага - лучше матовый, а не глянцевый; изображение на карточках - не на белом фоне, а на светло-желтом или светло-зеленом

размещайте надписи на листе или на доске так, чтобы у ребенка буквы не сливались в одну сплошную линию; выясните, надписи цвет ребенок видит лучше

не ограничивайте ребенка, когда она поднимает карточки с изображениями или буквами слишком близко к глазам

обязательно следите за осанкой ребенка во время выполнения им упражнений

подбадривайте интерес детей к зрительной гимнастике, каждый раз используя новые дидактические средства, например: предметы-игрушки стихотворное сопровождение задание на поиск предметов или картинок, спрятанных в комнате и тому подобное.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения. Все это создает определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще и увеличат.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Зрительная гимнастика используется:

Для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

Для укрепления мышц глаз

Для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются задания в стихотворной форме

Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – « Ладошки », то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение « Филин » – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в « далеко » – « близко », когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в « Листья », когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.

Предлагаю вашему вниманию гимнастику для глаз «Дни недели»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зрительный аппарат подвергается постоянной нагрузке в течение дня. Это связано с особенностями кровообращения, работой преломляющих структур и вспомогательными мышечными компонентами.

Упражнения для глаз могут быть особенно полезны для детей, поскольку в детском возрасте орган зрения наиболее уязвим для действия патологических факторов. Гимнастика для глаз в детском саду должна включать самые эффективные упражнения.

Зрительный аппарат подвергается постоянной статической и динамической нагрузке в течение всего дня. Под статической нагрузкой понимают длительное чтение, работу с компьютером, а динамическая нагрузка связана с постоянными изменениями кривизны .

В итоге наибольшее влияние оказывается на хрусталик, вспомогательные мышцы и сетчатку глаза. Упражнения для глаз могут не только восстановить работоспособность основных структур глазного яблока, но и улучшить кровоснабжение.

Для понимания важности зрительной гимнастики следует обратить внимание на основные негативные эффекты длительной нагрузки. К ним относят:

  • Сухость глаз – недостаточное выделение жидкости в области роговицы. Такое состояние проявляется дискомфортом, резью в области глаз и временным ухудшением зрения. Обычно сухость глаз обусловлена недостаточным морганием во время работы с компьютером, поскольку именно во время закрытия глаза происходит увлажнение .
  • Высокая светочувствительность – появление неприятных ощущений при воздействии света на глаз. Такое явление часто обусловлено длительным пребыванием в условиях недостаточного освещения.
  • Усталость мышечных структур глазного яблока. Такое состояние связано с болью и дискомфортом при движении глаз и нарушением аккомодации.
  • Размытость или раздвоенность зрение. Эти негативные эффекты могут быть связаны как с патологиями, так и с временными нарушениями зрительных функций. Иногда такое состояние появляется при недостаточном кровоснабжении структур глазного яблока.
  • Различные заболевания: близорукость, астигматизм, амблиопия и другие.

Многие офтальмологи не признают эффективность гимнастики глаз, но эта техника и не предназначена для лечения уже выявленных офтальмологических патологий.

Постоянные упражнения помогут зрительному аппарату адаптироваться к различным дневным нагрузкам.

Виды гимнастики


Гимнастика направлена на укрепление мышц

Выбор гимнастической техники для глаз зависит от профилактической цели, выявленных заболеваний и типа нагрузки. Так, в зависимости от желаемого эффекта, гимнастика может быть ежедневной или менее постоянной.

Ежедневная гимнастика позволяет адаптировать зрительный аппарат к сильным нагрузкам, включающим постоянную работу с текстом. Детям не рекомендуется тратить больше часа на чтение в сутки, но иногда и такая нагрузка может быть значительной.

Как уже было сказано, нагрузка может быть статичной и динамичной. У детей дошкольного возраста преобладает динамичная нагрузка, связанная с постоянным изменением дистанции обзора и адаптацией к различным условиям освещения.

В этом случае комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на расслабление структур глазного яблока и улучшение кровоснабжения.

Гимнастическая техника также широко варьируется в зависимости от диагностированных заболеваний. Так, например, обычно обусловлено аномальным строением мышц глаза или их спазмом, поэтому упражнения должны быть направлены на коррекцию мышечной нагрузки.

Примеры конкретных упражнений


Гимнастика для глаз

Самым показательным примером гимнастики для глаз является стандартный комплекс упражнений, учитывающий как работу оптических структур глазного яблока, так и нагрузку на мышцы.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Мягкий и осторожный массаж глазного яблока подушечками пальцев.
  • Поворот глазного яблока вверх, вниз, вправо и влево при закрытом глазе.
  • Поочередная фокусировка на самом дальнем видимом объекте и на самом ближнем. Для этого можно встать перед окном и держать перед собой карандаш.
  • Вращение глазного яблока для тренировки мышц.
  • Поочередное зажмуривание и расслабление круговой .

Такая гимнастическая техника лучше всего подходит для ежедневного применения. Перечисленные упражнения особенно полезны после чтения или работы с компьютером.

Другие упражнения:

  1. Растяжка для мышц глазного яблока. Для этого нужно сначала посмотреть прямо перед собой и затем переключить обзор как можно дальше вправо или влево без поворота головы. Рекомендуется выполнять поочередно несколько раз.
  2. Моргание. Необходимо моргать несколько раз через определенный промежуток времени. Такая гимнастическая рекомендация не должна вызывать удивление, поскольку многие дети и взрослые забывают моргать во время длительной статической нагрузки. Это полезное упражнение для увлажнения глаза после чтения или работы с компьютером. Если ребенок жалуется на боль в глазах и постоянно щурится, то такое упражнение рекомендуется выполнять несколько раз в день.
  3. Повороты головы вправо, влево, вверх и вниз. Выполнять такое упражнение необходимо осторожно, чтобы не повредить позвоночные суставы. Гимнастика для шеи помогает улучшить кровоснабжение глазного яблока.

Для улучшения общего мышечного тонуса и нормализации кровообращения рекомендуется также выполнять небольшую зарядку 1-2 раза в день. Физические упражнения не должны ограничиваться мышцами глазного яблока.

Зрительная гимнастика отлично дополняет другие способы предотвращения развития заболеваний глаз. Если ограничить профилактику болезней только редкими упражнениями, то эффективность защиты зрения будет достаточно низкой.

  • Питание. Для детей рекомендованы нормы возрастной диеты, учитывающие особенности определенной стадии развития организма. Также необходимо обратить внимание на специальные продукты, улучшающие работу зрительного аппарата. В рационе питания должны быть листовые зеленые овощи, рыбные продукты, цитрусовые фрукты, пшеничный хлеб и ягоды. В этих продуктах содержатся самые главные вещества – витамин A, цинк, лютеин и жирные кислоты.
  • Регулярное посещение офтальмолога. В стандартную процедуру осмотра должны входить такие инструментальные исследования, как и . Ранняя диагностика заболеваний позволяет выбрать эффективные методы коррекции зрения.
  • Своевременное лечение заболеваний нервной и сердечно-сосудистый систем.

Таким образом, специальные упражнения для глаз вкупе с другими методами профилактики помогут предотвратить нарушения зрения. Гимнастика для глаз в детском саду должна быть представлена самыми эффективными упражнениями.

Гимнастика для глаз – 7 лучших упражнений в видеоматериале:

Представленный комплекс гимнастики для глаз «Весёлая неделька» помогут не только запомнить дни недели, но и способствует профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей.

- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 -30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)