Карабин для спуска и подъема. Краткий обзор снаряжения для промальпа

Пост о устройствах самоблокирующихся страховочных и спусковых.


На прошлой неделе был пост , о спусковом устройстве Trango, и мне захотелось продолжить эту тему, собрав обзор о всех самоблокирующихся спусковых/страховочных устройствах существующих на сегодняшний день.
В зависимости от того, как их позиционирует производитель на рынке, они называются либо спусковые устройства, либо страховочные. Описания брал на оригинальных сайтах, поэтому прошу прощения за вольность перевода. Ссылки на оригиналы присутствуют.
В процессе ознакомления с статьей может возникнуть не навязчивая мысль, что некоторые спусковухи похожи друг на друга, предлагаю оставить это на совести производителей.
Сильные сомнения возникали на счет Mammut Smart, включать его или нет, т.к. с ним я не работал, в руках не держал, а использовал только описание и видео на официальном сайте, поэтому не уверен, что точно понял принцип его работы. Если у кого-то есть, что дополнить прошу не стесняться и писать!

Petzl

Cамоблокирующееся спусковое устройство RIG.
Ссылка: http://petzl.ru/promalp/catalog/288/1736.html


Устройство RIG разработано для профессионалов и для экспертов в технике работы с веревкой. Многофункциональная рукоятка позволяет разблокировать веревку и контролировать скорость спуска, удерживая рукой свободный конец веревки, либо зафиксировать свое положение на веревке без дополнительных блокирующих узлов. Система автоматического возврата рукоятки сводит к минимуму риск падения в случае непроизвольных или ошибочных действий со стороны пользователя. Специальное положение рукоятки на время хранения и переноски делает устройство наиболее компактным. Защелка-предохранитель на подвижной боковой пластине помогает предотвратить случайное выстегивание устройства и облегчает установку устройства на веревку и прохождение промежуточных точек страховки. Поворотный эксцентрик позволяет легче выбрать слабину веревки.
Диаметр веревки: рабочей 10,5-11,5мм.
Вес: 380 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство I"D.
Ссылка: http://petzl.ru/promalp/catalog/288/484.html


Предназначено для работы на верёвке: предохранительная защёлка на поворотной пластине поможет предотвратить потерю устройства.Многофункциональная рукоятка позволяет пользователю:
- разблокировать устройство и начать спуск, контролируя скорость рукой, удерживающей свободный конец верёвки;
- свободно перемещаться по горизонтальным и слабо наклонённым перилам;
- фиксировать своё положение в любой точке по пути спуска.
Механизм "анти-паник" срабатывает как только пользователь слишком сильно отжимает рукоятку: поворотный эксцентрик автоматически блокируется и останавливает спуск. Специальный стопор (защита от ошибки) уменьшает риск несчастного случая, если пользователь заправит верёвку неправильно. Форма стопора разработана таким образом, чтобы улучшать скольжение верёвки во время подъёма. Поворотный эксцентрик позволяет просто выбирать слабину верёвки.
Диаметр веревки: рабочей 10-11,5мм.
Вес: 530 г.

Самоблокирующееся страховочное устройство Gri-Gri.
Ссылка: http://petzl.ru/sport/catalog/172/56.html


Страховочное устройство с функцией самоблокировки для страховки первого или второго в связке. Страховочное устройство GRIGRI помогает остановить падение скалолаза при срыве и удерживать его на веревке. Также страховочное устройство GRIGRI прекрасно подходит для спусков по одинарной верёвке. Автоматическая система торможения: в случае срыва эксцентрик внутри страховочного устройства срабатывает и зажимает верёвку. Торможение и контроль скорости спуска осуществляется удержанием в руке свободного конца верёвки. Разблокировка страховочного устройства при помощи рукоятки.
Диаметр веревки: рабочей 9,7-11мм.
Вес: 225 г.

Самоблокирующееся страховочное устройство Gri-Gri 2.
Ссылка: http://petzl.ru/sport/catalog/172/1797.html


Страховочное устройство с автоматической блокировкой GRIGRI 2 разработано для облегчения страховки. GRIGRI 2 одинаково хорошо работает и для страховки лидера, и для верхней страховки. Устройство может использоваться со всеми одинарными динамическими веревками от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм). Компактное и ультра-легкое устройство GRIGRI 2 долгие годы будет служить Вам верой и правдой в ваших скалолазных мероприятиях по всему миру. Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает лучший контроль во время спуска.
Диаметр веревки: рабочей 8,9-11мм.
Вес: 185 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Stop.
Ссылка: http://www.petzl.ru/sport/catalog/172/61.html


Одно из самых популярных спусковых устройств для спелеологии в мире. Полный контроль скорости спуска. Может быть установлено на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Контроль за скоростью спуска осуществляется удержанием рукой свободного конца верёвки. Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара. Заменяемые кулачок и бобина.

Вес: 326 г.

Edelrid

Самоблокирующееся страховочное устройство Eddy.
Ссылка: http://www.edelrid.de/adventureparks/produkte/hardware/eddy.html


Надежный цельнолитой корпус. Перегибание веревки в одной плоскости: устройство не "крутит" веревку на спуске. Автоматическая остановка Eddy в случае потери контроля над спуском, т.е. при отпускании рукоятки. Хороший теплоотвод за счет большей массивности фрикциона и корпуса. Может использоваться для протяженных спусков. Функция "анти-паник": если пользователь слишком сильно нагрузит рукоятку, кулачок заклинит веревку. Два варианта работы рукояткой для спуска: "отжимание" и "нажимание" рукоятки. Дополнительная защелка, обеспечивающая фиксацию Eddy на веревке после его отсоединения от страховочной системы. Возможность ручного разблокирования нагруженного устройства (при использовании для страховки). При подъеме грузов позволяет обеспечить реверсивность системы.
Диаметр веревки: рабочей 9-11мм.
Вес: 360 г.

Trango

Самоблокирующееся страховочное устройство Chinch
Ссылка: http://www.trango.com/belay_rappel/Cinch


Одно из самых легких и компактных устройств в своем классе. Для страховки при перемещении с элементами техники скалолазания. Выдача веревки с применением обеих рук; остановка срыва путем удержания свободного конца веревки. Перегибание веревки в одной плоскости: устройство не "крутит" веревку на спуске. При подъеме грузов позволяет обеспечить реверсивность системы. Может использоваться в качестве спускового устройства.
US Patent # 6,843,346. International Patents Pending.
Диаметр веревки: рабочей 9,4-11мм.
Вес: 182 г.

Singin Rock

Самоблокирующееся спусковое устройство Double Stop.
Ссылка: http://www.singingrock.com/descender-double-stop?cat=2142


Спусковое устройство с двумя позициями блокировки и системой anti-panic: автоматически блокируется во время спуска, если вы потеряли контроль над веревкой и отпустили руки, а также предотвращает падение при рефлекторном нажатие на ручку. Для заправки не требуется выщелкивать устройство из карабина.
Может использоваться как в промышленном альпинизме, так и в спасательных работах.
Диаметр веревки: рабочей 9-11мм.
Вес: 340 г.


Ссылка: http://www.singingrock.com/indy?cat=2142


Новое спусковое устройство с двойной автоблокировкой системы anti-panic особенно хорошо подходит для высотных работ и самостоятельной эвакуации в чрезвычайной ситуации.


Вес 469 гр.

KONG S.p.A.

Самоблокирующееся спусковое устройство Indy
Ссылка: http://www.kong.it/doc405.htm



Диаметр веревки: спасательной 11 мм;
Диаметр веревки: рабочей 10-13мм.
Вес 470 гр.

Самоблокирующееся спусковое устройство Indy Evo.
Ссылка: http://www.kong.it/doc/KONG_INDY_EVO.pdf


Спусковое устройство Anti-panic с двойной самоблокирующейся системой хорошо подходит для высотных работ и самостоятельной эвакуации в чрезвычайной ситуации. Блокируется когда вы отпускаете (в случае болезни или ослабевания), и когда вы нажимаете на ручку вы можете замедлить свою скорость до полной остановки (чем больше жмете, тем больше тормозите).
Диаметр веревки: спасательной 11 мм;
Диаметр веревки: рабочей 10-13мм.
Вес 450 гр.

FIXEhardwear

Самоблокирующееся страховочное устройство Sum
Ссылка: http://www.fixehardware.com/sum-self-braking-belay-device.htm


Безопасно для всех ваших веревок, эргономичное, динамичное, легкое и простое в использовании. Sum - это новое поколение страховочных/спусковых устройств разработанное для закрепления первого и второго на спортивно-скалолазных маршрутах или на стенных восхождениях. Вы можете выдавать веревку легко и быстро даже не касаясь рычага.
- симметрия делает его удобным для использования под левую руку
- предполагает динамическое торможение, что дает хорошее поглощение для лезущего первым
- веревка легко размещается
- идет со «страховочной позицией», что гарантирует всегда верное рабочее расположение карабина.
Диаметр веревки: 9,1-10,5мм;
Вес 260 гр.

Rock Empire

Самоблокирующееся спусковое устройство Descender R.E.
Ссылка: http://www.rockempire.ru/product/descender-re-340/

Самоблокирующееся устройство для спуска по веревке.
Диаметр: 8 - 11 мм
Вес: 325 г

Mammut

Самоблокирующееся страховочное устройство Smart.
Ссылка: http://www.mammut.ch/de/productDetail/221000670_v_0044/Smart.html


Страховочное устройство Smart разрабатывалось специально для потребностей все увеличивающейся группы зальных скалолазов и спортивных скалолазов. Оно диномично притормаживает лезущего в случае падения и блокирует уже при незначительном усилии страхующего. В ситуациях страха страхующего принцип работы соответствует рефлекторным движениям человеческого тела. Подходящий для всех карабинов HMS и простых веревок.
Диаметр веревки: для Smart 8,9-10,5мм.
для Smart Alpine 7,5-9,5мм.
Вес 125 гр.

Alvo Titanium

Самоблокирующееся страховочное устройство Ya-Ya.
Ссылка: нет.


Автоматическое спусковое и страховочное устройство. Устройство предназначено для верхней и нижней полуавтоматической страховки с использованием верёвки. Изготавливается из титана и дюраля. Установка на веревку без отстёгивания от обвязки. Автоматическая тормозная система (антипаник). Возможность контроля скорости спуска.

Вес 180 гр.

Орион-Альп


Ссылка: http://www.orion-alp.ru/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=15&category_id=13&option=com_virtuemart&Itemid=1

Спусковое устройство «Стопор-десантер» предназначено для длительных контролируемых спусков по одинарной веревке. Для длинных спусков по верёвке с контролем за скоростью спуска. Может быть установлен на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара. Применяется на одинарных веревках.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство Промальп.
Ссылка: http://www.orion-alp.ru/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=19&category_id=15&option=com_virtuemart&Itemid=1

Автоматическое самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство. Возможен подъем по веревке без изменения положения устройства. При подъеме вверх, усилие при продергивание веревки существенно ниже, чем в аналогичных устройствах. Используется для одинарной веревки.
Вес: 700 г.

Vento

Самоблокирующееся спусковое устройство Стопор-Десантер.
Ссылка: http://vento.ru/sport/catalog/40/230/


Самоблокирующееся устройство для передвижения вниз по вертикально закрепленным веревкам диаметром. Идеально подходит для длительных спусков, обеспечивая быструю остановку в случае необходимости. Подходит для использования в спелеологических экспедициях. За счет перегиба веревки только в одной плоскости устройство практически не «крутит» веревку. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Контроль над скоростью спуска осуществляется натяжением свободного конца веревки. Устройство легко устанавливается или снимается с веревки без отсоединения от беседки. Возможен подъем вверх без изменения положения устройства, при использовании жумара и стремени.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 340 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Анти-Паник.
Ссылка: http://vento.ru/sport/catalog/40/229/


Самоблокирующееся спусковое устройство для одинарной верёвки. Идеально подходит для спусков неподготовленных людей, поскольку исключает возможность срыва в случае паники. Двойная автоматическая тормозная система срабатывает как при полном отпускании рукоятки, так и при попытке схватиться за устройство. Контроль над скоростью спуска осуществляется нажатием на рукоятку. За счет перегиба только в одной плоскости, устройство практически не «крутит» веревку. Пружинная клипса позволяет легко установить спусковое устройство на верёвку без выстегивания из карабина. Максимальная длина спуска – 100 м
Диаметр веревки: рабочей 9-13мм.
Вес: 385 г.

Krok

Самоблокирующееся спусковое устройство Десантер Гриша.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-grisha


Полуавтоматическое (самоостанавливающееся) устройство (автоблокант) для спуска по одинарной веревке. Используется в промышленном альпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Стопор-Десантер.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-stopor-desanter-stalnoy-new-2


Полуавтоматическое (самоостанавливающееся) устройство (автоблокант) для спуска по одинарной веревке. Используется в промальпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Верхний ограничительный ролик находится в левом верхнем углу, что уменьшает трение веревки при использовании «Стопор-десантера» для подъема. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика. Выдавать свободный конец веревки можно только по желобу тормозного ролика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Десантер-Антипаник.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-desanter-stalnoy-antipanik


Автоблокант, или полуавтоматическое самоостанавливающееся устройство для спуска по одинарной веревке. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Оборудовано системой «антипаник», позволяющей избежать неконтролируемое падение спускающегося при его паническом давлении на рукоять спускового устройства. Предназначается для осуществления спусков по верёвке неподготовленными пользователями. Например, при эвакуации с высотных зданий при пожаре, или новичками в парках вертикальных развлечений, при обучении в туризме и спелеологии, альпинизме и скалолазании. Используется в промальпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 525 г.

Самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство Улитка.
http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/ulitka


Универсальное многофункциональное устройство для защиты от падения с высоты. При выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма может использоваться как:
полуавтоматическое автоблокирующее устройство для спуска по одинарной верёвке;
второй зажим для подъёма по верёвке «самовытягиванием»;
самостраховочное устройство при перемещении по вертикальным или наклонным верёвочным перилам;
страховочное устройство для осуществления перемещений с «нижней» страховкой;
страховочное устройство для «приёма» нижнего;
как зажим для натяжения перил и переправ.
Диаметр веревки: рабочей 8-12мм.
Вес: 340 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Промальп Федя.
Ссылка.

Травмы при падениях с высоты в странах Европы, США и Китая стоят на втором месте после дорожно-транспортных происшествий. Знание основ правил защиты от падения, умение пользоваться соответствующими средствами защиты позволяет во многих случаях избежать падения либо снизить вероятность получения травмы.

(СИЗ) — оборудование, экипировка, оснащение, предназначенное для предотвращения падения с высоты работника либо безопасной остановки его падения.

Основные потребители подобных СИЗ — строительные организации. Но и другим предприятиям для проведения любых высотных работ эти средства необходимы:

  • при осмотре колодцев, цистерн и других емкостей;
  • для проведении работ методом промышленного альпинизма, клининговым компаниям;
  • при аварийно-спасательных работах;
  • при обслуживании ЛЭП, труб вентиляции и котельных, теле и радио-вышек, башен, мостов и т. д.

Согласно Правилам охраны труда при проведении работ на высоте (НПАОП 0.00-1.15-07) к средствам защиты от падения с высоты принадлежат:

  • пояса предохранительные;
  • каски;
  • страховочные канаты;
  • предохранительные верхолазные устройства;
  • улавливатели с вертикальным канатом;
  • защитные ограждения, знаки безопасности и т. д.;
  • верхолазное снаряжение, используемое совместно с вышеупомянутыми средствами защиты.

Проведем краткий обзор этих средств защиты.

1. Пояса предохранительные

Не самая главная часть экипировки высотника — можно обвязаться и куском веревки, но очень облегчающая жизнь. А в случае зависания при срыве на срок более 15 минут — и сохраняющая ее, не позволяя наступить удушью.

Монтажный пояс (рис. 1) и верхняя система (рис. 2) может использоваться только для подстраховки человека, который передвигается по конструкциям ногами и при падении не зависнет надолго до момента своей гибели от асфиксии. Кроме того, при глубоком падении с поясом велика вероятность перелома позвоночника.

ТОРНАДО, Украина PETZL, Франция SINGING ROCK, Чехия
TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

В качестве страховочной системы можно использовать только беседку (рис. 3), желательно в комплекте с верхней системой, чтобы не поломать позвоночник при срыве.

FIRST ASCENT, Украина PETZL, Франция TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия

Или универсальную полную систему (рис. 4).

Вполне оправданный элемент защиты «мозгов» от соприкосновения с металлоконструкциями при движении или падении на них, не говоря уж о падающих вдруг сверху гаечных ключах и прочих «наказаний господних».

Лучше использовать каски армированные стекловолокном, но на «безрыбье» подойдет и обычная строительная «мыльница».

3. Страховочные канаты (веревки)

Для работы на высоте требуется две верёвки. Одна для спуска или подъема, другая является страховочной. Либо второй рабочей и, по совместительству, страховочной. Если перерезана, перебита или перекушена одна — вторая, это Ваш билет в мир живых.

При работе на перегибе через острый козырек всегда используйте протектор для веревки и лучше стальной — мягкие часто перерезаются вместе с веревкой.

Верёвки бывают динамические и статические , различных диаметров (от 8 до 12 мм).

Динамическая верёвка — удлинение более 7% при подвешенном грузе 80 кг.

В промышленном альпинизме лучше не использовать. Работать на ней сложно — как на резинке. Исключение — когда специфика работы требует динамической страховки.

Статическая верёвка (удлинение 3-5%) используется чаще всего.

Супер-статическая верёвка (до 2% удлинения), изготавливается с применением кевлара и стали, опасна при любых динамических нагрузках, которые часто возникают при работе на высоте. Ее сверхпрочность — безопасности не способствует. Те деньги, которые нужно потратить на приобретение такой верёвки, можно потратить на весь остальной набор снаряжения.

Нет смысла использовать дорогие верёвки, которые по задумке производителя имеют большой срок службы за счет крепкой к истиранию оплетки. На монтаже — да, а на покраске или герметизации зданий верёвка все равно портится от краски или герметика.

Помните:

  • объявляемая прочность на разрыв не является показателем, по которому можно судить о надежности веревки. Предельная нагрузка, при которой веревка рвется, относится только к первоначальному состоянию, не подверженному действию неблагоприятных факторов (потертость, действие влаги, загрязнение краской и т. п.);
  • наличие узлов уменьшает прочность веревки до 40% от начальной! Повторю, не на 40%, а до 40%!
  • старение веревки — постепенное уменьшение прочности, не зависящее от того, используется веревка или все еще лежит нераспечатанной в магазине или на складе. При сроке более пяти лет с момента производства веревку вообще нельзя применять для высотных работ;
  • при нормальной интенсивности использования и внимательном к ней отношении любую веревку надо выбрасывать самое большее через четыре года, даже если на вид она хорошо сохранилaсь.

Подробнее о веревках и их испытаниях: П. Недков «Азбука одноверевочной техники» .

4. Карабины

Карабин — важный и многофункциональный инструмент промышленного альпиниста, выполняющий функцию соединительного звена. От него напрямую зависит не только успех высотных работ, но и жизнь самих специалистов в области промышленного альпинизма.

Карабины представляют собой скобу, замыкающуюся замком-защелкой, который в свою очередь фиксируется от открытия предохранительной муфтой.

Самый распространенный тип муфты — на резьбе. Блокировка производится с помощью закручивающейся муфты. Однако есть вероятность забыть завинтить муфту.

Поэтому иногда предпочтительнее автоматическая поворотная муфта. Плюс таких карабинов — в защите от забывчивости или неопытности пользователя.

Обязательное правило — все карабины, которые используются для страховки и закрепления должны быть с муфтой. Кроме того, сам карабин должен быть защелкнут так, чтобы веревка при движении вверх не развинчивала резьбовую муфту или не поворачивала в положение возможного раскрытия автоматическую муфту. Кстати — величина раскрытия замка, не менее важный параметр карабинов.

Карабины без муфты используют только как оттяжечные или вспомогательные.

Для страховки могут использоваться карабины с допустимой нагрузкой не менее 2200 кг (22 кН) в продольном направлении при закрытой муфте. Для страховки этого достаточно, а более мощные карабины требуются там, где допустимые рабочие нагрузки могут достигать больших величин, например при поднятии грузов.

Поперечные нагрузки на разрушение у карабинов обычно гораздо меньше продольной, но не менее 7 кН. Поэтому очень опасно, когда карабин встает в устройстве, например спусковом или страховочном, на излом или поперек.

Чтобы избежать этого, некоторые производители заведомо делают отверстие под карабин диаметром 12-14 мм, что меньше диаметра большинства муфт карабинов практически всех торговых марок: Black Diamond (США); Climbing Technology (Италия); CAMP (Италия); Kong (Италия); Petzl (Франция); Mammut (Швейцария); Salewa (Германия); Simond (Франция); Singing Rock (Чехия); Vertical (Россия); Манарага (Россия); Vento (Россия); Ring (Россия); Krok (Украина) .

Но нужно помнить, что зарубежные аналоги дороже отечественных СИЗ в разы, а то и в десятки раз. Это касается не только карабинов, но и остального снаряжения для высотных работ.

Карабины изготавливаются из стали или алюминиевых сплавов. Дюралевые карабины значительно легче по весу, однако и прочность их также значительно ниже. Поэтому при выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма используют главным образом стальные карабины, так как они значительно меньше подвержены износу и выдерживают большие нагрузки.

По внешней форме существует целая масса разновидностей карабинов — трапециевидной формы, овальной, треугольной, грушевидной, дельтообразной. Максимальную нагрузку держит трапеция, а овал и груша удобнее.

Овальный. За счет симметрии по продольной оси, он имеет наименьшие шансы встать в устройстве или в точке вщелкивания поперек нагрузки или на излом.

Трапециевидный. Эти карабины наиболее прочные на разрыв. Но не всегда могут использоваться с определенным видом страховочных устройств. Не желательно использовать со стропой и лентой.

KROK, Украина RING, Россия VENTO, Россия PETZL, Франция

Треугольный. Пришли к нам из истории.

Груша или «HMS». Карабин, имеющий наибольшее раскрытие защелки.

VENTO, Россия SINGING ROCK, Чехия PETZL, Франция

Монтажные карабины. Имеют максимальную простоту открытия предохранительного замка, поэтому удобны для работы в брезентовых рукавицах.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Рапиды. Карабины, не имеющие защелки. Блокировка происходит за счет резьбовой муфты. Применяются для организации стационарных страховочных звеньев и для вспомогательных целей (например, крепление конструкций).

D-Rings и Delta. Применяются в тех случаях, когда нужно использовать карабин со стропой или лентой. Например, в системах. Рабочая нагрузка — поперечная.

KONG, Италия MAILLON RAPIDE, Франция

Карабины для труб и балок. Страховочные карабины для организации перемещения вдоль трубы, балки или троса большого диаметра.

5. Спусковые устройства (СУ)

Делятся на ручные и автоматические .

В ручных устройствах коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения) зависит от того, каким образом заправлена верёвка в СУ и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

Восьмерка Инвар двурогий Pirana
Решетка Корзинка Паук Краб

Автоматические спусковые устройства имеют механизм, позволяющий изменять коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения), воздействуя на само устройство. Если говорить проще, то для начала движения вы тянете за ручку или давите на нее, и регулируете скорость спуска. Правда при этом, контроль за верёвкой ниже устройства не отменяется, поскольку при его потере может начаться лавинообразное нарастание скорости спуска, а панический эффект не позволит вам отпустить ручку управления и остановиться. Для этого разрабатываются СУ с антипаником, которые при паническом давлении на рукоять СУ останавливают падение.

Стопор-Десантер Cinch Grigri Гриша
I’D Антипаник Десантер с антипаником

Наиболее удачные, на мой взгляд, I’D PETZL и Десантер с антипаником KROK.

6. Зажимы

Вообще зажим — это техническое средство, которое свободно перемещается вдоль веревки, но при нагрузке автоматически заклинивает на ней. Увы, как правило, при нагрузке в одну сторону. Крепится к самостраховке (длиной до 60 см), которая закреплена в свою очередь на вашей системе.

Зажимы бывают перегибающего , заклинивающего и смешанного (перерегибающе-заклинивающего) типов.

Корпус зажима — открытый или закрытый .

Открытый Закрытый

Перегибающего типа — практически не используют.

Заклинивающего — это жумары и их разновидности. Игольчатый кулачек пружиной прижимается к веревке.

Перегибающе-заклинивающий тип — это зажимы, использующие вместо кулачка шарнирно закрепленный рычаг. Или рычагом является корпус зажима и подвижный кулачек.

Из двух зажимов и стремени состоит комплект для подъема по веревке. Если в качестве спускового устройства используется автоматическое устройство, то оно само может играть роль одного из зажимов.

А вот использование зажимов для самостраховки, это тема отдельного разговора. Мнений много, но все сходятся в главном: при использовании зажимов для самостраховки, необходимо минимизировать фактор рывка. Другими словами — не допускать нахождение зажима ниже точки нахождения страхуемого. Поскольку поголовное большинство зажимов «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс. Остальные ее просто перекусывают или пережигают при падении уже с фактором 1.

Одно из немногих устройств, допускаемых к использованию как средство самостраховки — это трехкулачковая Капля и ее зарубежный аналог — зажим Back-up, а также зажим ASAP PETZL.

7. Петли

Веревочные, ленточные и тросовые.

Необходимы для организации точек закрепления верёвок и дополнительных точек самостраховки, а так же для вспомогательных целей. Можно сделать петли из куска веревки или полноценной стропы (не меньше 22 кН на разрыв).

Еще проще — просто купить готовые петли. Пожалуй, наиболее часто используемые длины — это 60 см и 120 см.

8. Сиденье

Сидушка — предмет удобства и только, она никак не должна быть предметом обеспечения безопасности.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Основную массу применяемых сидушек можно разделить на два условных типа — короткие сидушки и длинные.

У длинной сидушки стропы достаточно далеко закреплены на доске, чтобы не врезаться в бока.

9. Комплект для подъема грузов

Простейший — карабин с блоком (блок-роликом) и желательно с вертлюгом, для предотвращения скручивания веревки. Этого комплекта достаточно, чтобы поднимать легкие грузы.

Если необходима фиксация поднимаемого груза, то к этому комплекту может быть добавлен жумар или кулачковый зажим, а также может использоваться фиксирующий блок-ролик, который американцы называют «houler», а мы — зажим с блок-роликом.

Но помните, что как и жумары, все ролики с зажимами игольчатого типа «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс.

Исключение составляет, пожалуй, только «Блок-стоп» производства KROK, Украина. Оригинальная конструкция не повреждает веревку на усилиях до 900 кг, а после увеличения нагрузки начинает ее протравливать.

Нужно понимать, что усилия, которые вы прилагаете для подъема груза через блок или houler, очень сильно зависят от КПД блока. Поэтому для обеспечения минимального КПД необходимо использовать качественные блоки с подшипниками. Диаметр ролика также сильно влияет на КПД. Чем больше диаметр ролика в блоке, тем КПД больше.

Собирается из двух или более блоков и насчитывает великое множество разновидностей. Для промальпа обычно используются простейшие, состоящие из двух одинарных, двойных, тройных блоков.

На этом стоит остановиться, чтобы не углубиться в технологию проведения работ.

Не забывайте, что любая цепь прочна настолько, насколько прочно ее слабейшее звено!!!

Как правило, придя в тот или иной экипировочный центр, у нас перед глазами предстает весьма ограниченный выбор снаряжения как альпинистского, так и скалолазного, для промальпа или спелеологии. А все потому, что к нам из Европы попадает только половина брендовых товаров, о которых мы много начитаны или привыкли пользовать в обычном обиходе. В этом обзоре предлагается рассмотреть наиболее редкие и малоизвестные как в России, Украине так и других странах бывшего СНГ, бренды альпинистского снаряжения.

Kong Futura Hand -Техническая разработка Matteo Rivadossi (Италия)

Новый ручной зажим для веревки Futura Hand — это свежее слово в размерах, весе и технических характеристиках. Вес данного устройства 125г. Допустимая нагрузка на эти зажимы — 470 кг. Рекомендован для веревок от 8 мм до 12,7 мм включительно (но самое поразительное — «мёртво» стоит на беалевской дайнеме 5,5 мм! Фантастика!). Futura Hand прекрасно подойдет, как для классического передвижения по перилам в тур-многоборье, так и для любителей скоростных спелео подъемов. В комплекте вы найдете две сменные рукоятки для разных размеров рук.
P.S. Перечеркнутый крестом значок 100Kg на данном зажиме — это стандартное обозначение СE, говорящее о том, что данное изделие не является сертифицированным для использования в качестве снаряжения для промальпа и спасательных служб!

Блокировка Futura Hand новой концепции, предполагает приложение меньших физических усилий при перестановке жумара по верёвке. Установлен специальный кулачок «cam clean» с принципиально новыми каналами грязе удаления (спелео), оборудован системой анти опрокидывание — т.е. не требует верхней блокировки карабином. Клинья зубчиков нарезаны под более острым углом. Использованный с Futura Foot (аналог пантина Petzl — ножного зажима) он становится неотъемлемой частью системы Futura System, которая использует технику чередуемого шага в подъёме. Отличие конговского жумара от петцелёвого ASCENSIONa в том, что в Handе нет разграничения на левый и правый, то есть ему безразлично какой рукой вы работаете с ним на верёвке.

Unicender — создано англо-американской компанией Morgan&Thompson

Unicender — устройство для подъема по веревке, спроектированное и воплощенное в жизнь англо-американской компанией Morgan&Thompson исключительно для лесоводов и арбористов, но получившее своё заслуженное одобрение и распространение также и в среде спелеологов (похож в работе на descender), и спецов по кайонингу в виде самосбросной троллеи. Подъём по вертикальной верёвке осуществляется человеком средней физической подготовки исключительно при помощи собственных рук. Никаких жумаров, полиспастов, педалей и т.д.!
В России и на Украине данное приспособление отсутствует напрочь… а жаль! В промальпе ему несомненно нашлось бы применение!

LINEBOSS производитель — компания Get International (США)

Устройство LINEBOSS™ разработано в первую очередь, чтобы использовать его по технике DdRT (Техника удвоенной верёвки) для лесоводов и арбористов, но его многофункциональность и комбинационные свойства могут быть востребованы и в других веревочных школах.

LINEBOSS легко отрабатывает, как подъём по верёвке (ascender), посредством протягивания последней, так и спуск (descender) вниз, после воздействия на оттормаживающую ручку, которая производит разблокировку устройства. Может быть использована также в качестве части системы позиционирования на рабочем месте, либо быть натянутой как линейная страховка для опорного передвижения.
Из-за крайне малого перегиба веревки в радиусах, практически не наблюдается износа оплётки, чем не могут похвастать другие типы спусковых устройств.

Диаметр верёвки: 11 мм — 13 мм
Критическая нагрузка: — 50 Кn (5000 кг)
Диапазон рабочей нагрузки: — 230 — 500 кг
Вес: 425 грамм

CMC RESCUE MPD, разработано компанией CMC Rescue Equipment, США

Это универсальное устройство специально созданное для широкого спектра спасательных работ, страховки и экстренных спусков в техногенных условиях.

Может работать как:

● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте различной кратности.
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими. Имеет систему переключения от понижающейся системы (спуска) до поднимающей системы (подъёма).
● Может быть использовано как индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы с веревкой 12.5 мм — 13,0 мм
● Вес – 1100гр.
●Сертифицирован 1983 NFPA

АВ Descender фирмы SAR (Англия)

AB Descender отвечает двум стандартам EN12841-C как устройство для спуска по веревке (Descender) и EN341-C устройство для спасения (Descenders Rescue). Эти два стандарта имеют различия. По условиям стандарта EN12841-C спусковое устройство может использовать различные типы веревок, в соответствии с пользовательскими инструкциями по SAR. EN341 — стандарт для определённых систем спасения/выхода, и любая система, сертифицированная по этому стандарту, должна использоваться только с тем типом веревки, с которым прошла сертификацию.
За прошлые десять лет стандарт EN12841 был приспособлен, чтобы удовлетворить требованиям пользователей.

Определённые проблемы с другими типами десантёров, такие как: сползание по верёвке устройства при остановке, слишком большая чувствительность ручки управления, при малейшем пережиме ручки срабатывание функции «антипаник», мешающее спуску, неспособность протянуть легко веревку вверх для некоторого подъёма, а также усложнённый дизайн некоторых подобных изделий. Конструкторы AB Descender’а попытались преодолеть все эти проблемы, прибавив к этому простоту его дизайна. В конструкцию A-B Descender’а были внесены некоторые полезные конструктивные изменения, полученные от пользователей старого СКАРАБЕЯ. Была добавлена маленькая катушка как предохранитель веревки, и главное изменение — увеличенный сложенный рычаг в ручке, когда требуется более плавный контроль и меньшее напряжение кисти руки при спуске.

ВАЖНО(!): Все детали устройства испытывают трения при спуске, что создаёт высокую внутреннюю температуру, которая может повредить веревку, если имело место падение или при затяжном, быстром спуске. Любые вышеуказанные технические параметры верны — когда продукт нов и эксплуатируется в соответствии с действующими стандартами.

A-B Descender был испытан зарегистрированным телом в моделируемом спасении, используя 210-килограммовую массу как требуется в стандарте 12841-C, пунктах 4.4.5 и 4.4.9. Это было также проверено со 100 кг, загруженными на descender и 100 к.

Toucan фирмы Simond (Франция)

Не крутит веревку – немаловажное качество для спусковых устройств. При срыве, даже при минимальном трение об стену, в конечном итоге садится плотно на веревку создав максимальное трение, после чего практически останавливает падение, но лучше самому это не проверять. Через Toucan очень просто страховать динамической страховкой. Весит 100 грамм, это чуть больше чем Reverso, но чуть меньше, чем обычная шайба.

Небольшой рычаг на самом спусковом устройстве не дает возникнуть проблеме зажимания веревки устройством.
Сам рычаг позволяет мягко выдавать веревку, или ослаблять натяжение при верхней и нижней страховке. Предназначено для одинарных и двойных веревок диаметром от 7,5 до 11 мм.

Solo Aid SB2 фирма Rock Exotica (США)

Устройство, предназначенное для нижней страховки, страховки при соло-восхождениях. Безопасное схватывание верёвки при падении позволяет сделать относительно надёжным непростой процесс соло-восхождений.
вес — 182 грамма
разрывная нагрузка — 22,7 KN
диам. веревки — 10-11 мм

CAMP Wing Traveling Pulley блок-ролик для быстрых спусков по наклонным троллеям

Рабочая нагрузка: 6 кН
Разрывная нагрузка: 15 кН
Макс. диаметр: трос-12 мм, верёвка-13 мм
Внутренний диаметр шкива: 26 мм
Вес: 336 г Оригинальный фиксатор торможения
Уникальная компоновка блока помогает сохранить одежду и волосы от их попадания в рабочую зону
Износостойкие подшипники
Нержавеющая сталь повышенной теплопроводности
Максимальная скорость: 20 м /секMammut Smart

Самоблокирующееся страховочное устройство для одинарной верёвки 8.9-10.5 мм. Автоблокировка при верхней и нижней страховке (аналог Click-Up, только дешевле). Вес 82 г.

Salewa nine (Австрия-Италия)

Разновидность фрикционных спусковых устройств — Salewa nine (Девятка)
Диаметр рабочих веревок — 9-11 мм

Kong DE JUMP производитель «KONG» Италия

Kong DE JUMP — cпусковое устройство, cпециально разработанное для каньонинга. Снабжено специальным механизмом для быстрого выщелкивания устройства из подвесной системы.
Вес: 328 гр.
Материал: сплав алюминия/сталь
Диаметр используемой верёвки: 9 — 12 мм

Robot (KONG, Италия)

Cпусковое устройство универсальное. Оригинальная разработка Kong, которая представляет собой гибрид классической восьмерки и решетки (ретрана) и объединяет плюсы обоих спусковых устройств: не крутит верёвку и имеет небольшой вес. Большое количество вариантов заправления верёвки.

Kong HYDROBOT (KONG, Италия)

Уникальное спусковое устройство, разработанное специально для каньонинга. Может использоваться как с одной, так и с двумя веревками. Позволяет без усилий менять скорость торможения под нагрузкой. Благодаря особой конструкции исключен риск случайной потери устройства, перекручивания веревки и изнашивания карабина. При необходимости экстренного подъема Hydrobot можно использовать в качестве самоблокирующего устройства.

Kong TRE (KONG, Италия)

Это революционное спусковое страховочное устройство такое же простое в обращении как восьмерка или шайба, однако, в отличии от них TRE само блокируется при рывках, позволяет работать как на одинарной, так и на двойной веревке, намного проще стало встегивание и выстегивание веревки из устройства. TRE Прекрасно подойдет для страховки в скалолазании, каньонинга, промышленного альпинизма.

Kong ORTIS (KONG, Италия)

Спусковой управляемый блок. Используется с веревками и предназначается для спуска человека с высоты с контролируемой скоростью (от 0,5 до 2 м/с).

Troll Pro ALLP Tech, производитель фирма SAR (Великобритания)

Вес: 585 грамм
Разрывная прочность изделия: 20 КN
Рабочая нагрузка: 270 кг
Диаметр раб/верёвки: 10,5 мм — 12,7 мм
Может быть использован на полустатических и статических веревках.
Имеет возможность контроля спуска, как винтом, так и рукоятью, либо комбинированным способом. Позволяет регулировать спуск одной рукой.


Доброго времени суток. Хочу предложить вашему вниманию обзор спусковых устройств для организации спуска по веревкам. Данный обзор является лично моим субъективным мнением, сформировавшимся в силу немалого опыта скалолазания и работы пром-альпинистом.
В своей непосредственном распоряжении я имею три спусковых устройства, остальными мне просто доводилось пользоваться.
Самое простое и наиболее известное спусковое устройство типа «восьмерка».


В зависимости от размеров отверстий, может использоваться как на одинарной, так и на сдвоенных веревках диаметром от 8 до 13 мм. В показанной модели маленькое отверстие может использоваться для спуска по тонким веревкам и для организации страховки.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Небольшой вес.


1.Крутит веревку.
2.В некоторый моделях (например, как на фото) нет усов для фиксации веревки, что в свою очередь усложняет зависание на таком спусковом устройстве.

Моё любимое спусковое от petzl PIRANA. Несмотря на его схожесть с восьмеркой это устройство было разработано petzl специально для каньонинга, что внесло в его конструкцию некоторое количество хороших новаций.



Для справки: Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) - преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.
При прохождении каньонов используются альпинистские технические средства: верёвки, карабины, обвязки безопасности, спусковое устройство, каски и т. д.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
7. Возможность спокойно работать при спуске с большим весом.
8.Очень простая фиксация веревки для остановки и такое же легкое извлечение.
9. Небольшой вес.

Недостатки данного устройства:
1.Крутит веревку.

Спусковое устройство типа «Корзинка».


Очень легкое и удобное спусковое устройство, позволяющее одинаково комфортно работать как на одной, так и на двух веревках. Если у вас есть надежная точка крепления для веревки, этот малыш позволит вам в пару секунд просто пролететь необходимое вам расстояние.
По моему мнению, самое удобное устройство спусковое устройство которое можно применять для страховки на скальном маршруте.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Маленький вес.
6.Некрутит веревку.
7. Очень комфортная работа на двух веревках.
8. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Спусковое устройство «Решетка».

Возможно, я чуток перегну палку, но максимум чуток, если скажу, что это любимое спусковое устройство практически всех спелеологов. Я не очень его люблю, но это, наверное, больше связано с моим его непонимание и тем, что я не спелеолог. Большое количество моих знакомых пользуются различными его модификациями уже многие годы, и от них я слышу только положительные отзывы.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Некрутит веревку.
6. Очень комфортная работа на двух веревках.
7. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.

У следующего устройства так много народных названий, что лучше я возьму известное всем спелеологам SIMPLE.

Это младший брат, или сестра, стоппера от petzl. SIMPLE довольно удобное устройство для длинных спусков по одинарное веревке. Виду отсутствия торчащих элементов и деталей очень удобно в узких местах. Но как по мне на этом его плюсы заканчиваются.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.
4. Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
5.Нет возможности работать на двойной веревке.
6.Требует ухода.

Стопер от petzl.

Одно из самых популярных спусковых устройств для спелеологии в мире. Позволяет хорошо контролировать скорость спуска. Может быть установлено на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе.
Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки.
Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
3. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.

5.Требует ухода.

Автоматическое страховочное (спусковое) устройство GRIGRI 2.

Да простят меня любители наворотов, но я никогда его не понимал и не пойму.
Описание с сайта производителя:
Страховочное устройство с автоматической блокировкой для веревок от 8,9 до 11 мм.

Страховочное устройство с автоматической блокировкой GRIGRI 2 разработано для облегчения страховки. GRIGRI 2 одинаково хорошо работает и для страховки лидера, и для верхней страховки. Устройство может использоваться со всеми одинарными динамическими веревками от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм). Компактное и ультра-легкое устройство GRIGRI 2 долгие годы будет служить Вам верой и правдой в ваших скалолазных мероприятиях по всему миру. Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает лучший контроль во время спуска.

Техника страховки идентична классическим системам страховки: обе руки на веревке. Остановка падения осуществляется удержанием свободного конца веревки.
Блокировка: в процессе остановки падения страхующий удерживает свободный конец веревки, кулачок поворачивается и захватывает веревку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания веревки.
Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает превосходный контроль во время спуска. Одна рука удерживает свободный конец веревки, а другая отжимает рукоятку, чтобы разблокировать кулачок. Запатентованная конструкция рукоятки позволяет очень плавно протравливать веревку. В сочетании с сильным блокирующим действием кулачка это обеспечивает чувство полного контроля при спуске.
GRIGRI 2 - компактное и ультра-легкое устройство: всего 185 г (на 25% меньше и на 20% легче предыдущей версии GRIGRI).
Конструкция устройства включает в себя тормозную пластину и кулачок из нержавеющей стали для обеспечения длительного срока службы изделия.
Для работы с одинарными веревками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм).
Схемы установки устройства на веревку выгравированы на устройстве (на внешней и на внутренней сторонах).

А теперь поругаю это чудо техники. Лично мне абсолютно не понравилось с ним работать, хотя возможно все дело привычки. Мне было очень не комфортно выдавать веревку лидеру, если сделать это хоть с малейшим рывком, веревку тут же зажмет.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
3.Удобно для страховки второго в двойке.

Недостатки данного устройства:
1.Обилие механики.
2.Требовательность к веревке!!!
3.Вес.
4. Нет возможности работать на двойной веревке.
5.Требует ухода.

Оригинал взят у mr_aug в

Оригинал взят у survivalpanda в Вертикальная подготовка для новичков. Ликбез. Теория и практика начального уровня

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.


Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится - это веревка .

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика - жарг.) и динамическая (динамика - жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок - способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе - 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине - 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик - жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим кузлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка , можно сказать - это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь - очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять - совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер - это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные .

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.

Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются "яйцерезки". Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения - они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС . Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел - все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную - эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.

Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины .
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.


Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.


Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.

Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН (2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда "смотреть" на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления - по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ - создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические .

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку - едем вниз. Отпускаем ручку - зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств - это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка - это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно "барашков" которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки - пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования - замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ - это шайба шихта . Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик - не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска . Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники . Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.

Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции .

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато "удавка" (полусхватывающий узел ) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки .
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину - 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало "цикла". Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в "пропасть".

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор . Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.

На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.
Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.
Более простой вариант - вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.

В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.
Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Про спуск все.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим - устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим - жумар . Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.

Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -"поднимаемся на ступеньку". Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль . Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.


Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин - это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.
Второй вид зажимов, которые я выделяю - страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество - маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре .

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы . А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.
Его суть весьма проста для понимания.

"Фактор рывка " - это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.
Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!