Приспособление для подъема по веревке. Обзор спусковых и страховочных устройств

Давно прошли те времена, когда снаряжение для промышленного альпинизма было уделом избранных, изготавливалось самостоятельно из подручных средств. Теперь купить спусковое устройство, веревки, сидушки и другое необходимое снаряжение можно в интернет-магазин е кликнув мышкой в понравившийся товар. Мы постараемся помочь вам определиться с выбором.

Богатый выбор снаряжения сегодня может поразить воображение даже самого искушенного альпиниста многообразием стоимости, форм, конструкций и производителей. Выбирая спусковое устройство для промышленного альпинизма,следует понимать, что в этом случае вес снаряжения не имеет определяющего значения: вам не придется нести его в рюкзаке на протяжении десятков километров, что существенно расширяет выбор аксессуаров.

Какое спусковое устройство выбрать

  • Восьмерка. Классическое решение, позволяет работать как с одной, так и с двумя веревками. Спусковые восьмерки бывают различных форм: рогатые, круглые, квадратные, полуквадратные и специализированн ые. Пожалуй, единственным функциональным недостатком восьмерок для промышленного альпинизма является тот факт, что они крутят веревку, хотя в некоторых случаях эту проблему частично удается решить за счет конструкции.
  • Корзинка, она же шайба. В зависимости от конструкции, эти спусковые устройства также используются в промальпе с одной или с двумя веревками. Бывалые альпинисты рекомендуют использовать подобные спусковые устройства в холодное время года, так как они гораздо надежнее восьмерок на обледенелых веревках. Кроме того эти спусковые устройства сильнее блокируют рывок в случае срыва.
  • Ролик. Спусковые устройства для промышленного альпинизма, в основе которых лежит использование ролика. Это позволяет существенно изменить возможности управления, в частности самотормозящие спусковые системы. Единственным недостатком такого спускового устройства является цена.

Подробную консультацию по спусковым устройствам для промышленного альпинизма вы можете получить у операторов нашего интернет-магазин а.

Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.

Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

Порядок действий:

Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

ВНИМАНИЕ!

При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

ВНИМАНИЕ!

Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.

Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.

Порядок действий:

Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

Узел для продергивания веревки

При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

ВНИМАНИЕ!

Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.

Спуск и продергивание веревки:

  • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
  • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок

Как правило, придя в тот или иной экипировочный центр, у нас перед глазами предстает весьма ограниченный выбор снаряжения как альпинистского, так и скалолазного, для промальпа или спелеологии. А все потому, что к нам из Европы попадает только половина брендовых товаров, о которых мы много начитаны или привыкли пользовать в обычном обиходе. В этом обзоре предлагается рассмотреть наиболее редкие и малоизвестные как в России, Украине так и других странах бывшего СНГ, бренды альпинистского снаряжения.

Kong Futura Hand -Техническая разработка Matteo Rivadossi (Италия)

Новый ручной зажим для веревки Futura Hand — это свежее слово в размерах, весе и технических характеристиках. Вес данного устройства 125г. Допустимая нагрузка на эти зажимы — 470 кг. Рекомендован для веревок от 8 мм до 12,7 мм включительно (но самое поразительное — «мёртво» стоит на беалевской дайнеме 5,5 мм! Фантастика!). Futura Hand прекрасно подойдет, как для классического передвижения по перилам в тур-многоборье, так и для любителей скоростных спелео подъемов. В комплекте вы найдете две сменные рукоятки для разных размеров рук.
P.S. Перечеркнутый крестом значок 100Kg на данном зажиме — это стандартное обозначение СE, говорящее о том, что данное изделие не является сертифицированным для использования в качестве снаряжения для промальпа и спасательных служб!

Блокировка Futura Hand новой концепции, предполагает приложение меньших физических усилий при перестановке жумара по верёвке. Установлен специальный кулачок «cam clean» с принципиально новыми каналами грязе удаления (спелео), оборудован системой анти опрокидывание — т.е. не требует верхней блокировки карабином. Клинья зубчиков нарезаны под более острым углом. Использованный с Futura Foot (аналог пантина Petzl — ножного зажима) он становится неотъемлемой частью системы Futura System, которая использует технику чередуемого шага в подъёме. Отличие конговского жумара от петцелёвого ASCENSIONa в том, что в Handе нет разграничения на левый и правый, то есть ему безразлично какой рукой вы работаете с ним на верёвке.

Unicender — создано англо-американской компанией Morgan&Thompson

Unicender — устройство для подъема по веревке, спроектированное и воплощенное в жизнь англо-американской компанией Morgan&Thompson исключительно для лесоводов и арбористов, но получившее своё заслуженное одобрение и распространение также и в среде спелеологов (похож в работе на descender), и спецов по кайонингу в виде самосбросной троллеи. Подъём по вертикальной верёвке осуществляется человеком средней физической подготовки исключительно при помощи собственных рук. Никаких жумаров, полиспастов, педалей и т.д.!
В России и на Украине данное приспособление отсутствует напрочь… а жаль! В промальпе ему несомненно нашлось бы применение!

LINEBOSS производитель — компания Get International (США)

Устройство LINEBOSS™ разработано в первую очередь, чтобы использовать его по технике DdRT (Техника удвоенной верёвки) для лесоводов и арбористов, но его многофункциональность и комбинационные свойства могут быть востребованы и в других веревочных школах.

LINEBOSS легко отрабатывает, как подъём по верёвке (ascender), посредством протягивания последней, так и спуск (descender) вниз, после воздействия на оттормаживающую ручку, которая производит разблокировку устройства. Может быть использована также в качестве части системы позиционирования на рабочем месте, либо быть натянутой как линейная страховка для опорного передвижения.
Из-за крайне малого перегиба веревки в радиусах, практически не наблюдается износа оплётки, чем не могут похвастать другие типы спусковых устройств.

Диаметр верёвки: 11 мм — 13 мм
Критическая нагрузка: — 50 Кn (5000 кг)
Диапазон рабочей нагрузки: — 230 — 500 кг
Вес: 425 грамм

CMC RESCUE MPD, разработано компанией CMC Rescue Equipment, США

Это универсальное устройство специально созданное для широкого спектра спасательных работ, страховки и экстренных спусков в техногенных условиях.

Может работать как:

● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте различной кратности.
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими. Имеет систему переключения от понижающейся системы (спуска) до поднимающей системы (подъёма).
● Может быть использовано как индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы с веревкой 12.5 мм — 13,0 мм
● Вес – 1100гр.
●Сертифицирован 1983 NFPA

АВ Descender фирмы SAR (Англия)

AB Descender отвечает двум стандартам EN12841-C как устройство для спуска по веревке (Descender) и EN341-C устройство для спасения (Descenders Rescue). Эти два стандарта имеют различия. По условиям стандарта EN12841-C спусковое устройство может использовать различные типы веревок, в соответствии с пользовательскими инструкциями по SAR. EN341 — стандарт для определённых систем спасения/выхода, и любая система, сертифицированная по этому стандарту, должна использоваться только с тем типом веревки, с которым прошла сертификацию.
За прошлые десять лет стандарт EN12841 был приспособлен, чтобы удовлетворить требованиям пользователей.

Определённые проблемы с другими типами десантёров, такие как: сползание по верёвке устройства при остановке, слишком большая чувствительность ручки управления, при малейшем пережиме ручки срабатывание функции «антипаник», мешающее спуску, неспособность протянуть легко веревку вверх для некоторого подъёма, а также усложнённый дизайн некоторых подобных изделий. Конструкторы AB Descender’а попытались преодолеть все эти проблемы, прибавив к этому простоту его дизайна. В конструкцию A-B Descender’а были внесены некоторые полезные конструктивные изменения, полученные от пользователей старого СКАРАБЕЯ. Была добавлена маленькая катушка как предохранитель веревки, и главное изменение — увеличенный сложенный рычаг в ручке, когда требуется более плавный контроль и меньшее напряжение кисти руки при спуске.

ВАЖНО(!): Все детали устройства испытывают трения при спуске, что создаёт высокую внутреннюю температуру, которая может повредить веревку, если имело место падение или при затяжном, быстром спуске. Любые вышеуказанные технические параметры верны — когда продукт нов и эксплуатируется в соответствии с действующими стандартами.

A-B Descender был испытан зарегистрированным телом в моделируемом спасении, используя 210-килограммовую массу как требуется в стандарте 12841-C, пунктах 4.4.5 и 4.4.9. Это было также проверено со 100 кг, загруженными на descender и 100 к.

Toucan фирмы Simond (Франция)

Не крутит веревку – немаловажное качество для спусковых устройств. При срыве, даже при минимальном трение об стену, в конечном итоге садится плотно на веревку создав максимальное трение, после чего практически останавливает падение, но лучше самому это не проверять. Через Toucan очень просто страховать динамической страховкой. Весит 100 грамм, это чуть больше чем Reverso, но чуть меньше, чем обычная шайба.

Небольшой рычаг на самом спусковом устройстве не дает возникнуть проблеме зажимания веревки устройством.
Сам рычаг позволяет мягко выдавать веревку, или ослаблять натяжение при верхней и нижней страховке. Предназначено для одинарных и двойных веревок диаметром от 7,5 до 11 мм.

Solo Aid SB2 фирма Rock Exotica (США)

Устройство, предназначенное для нижней страховки, страховки при соло-восхождениях. Безопасное схватывание верёвки при падении позволяет сделать относительно надёжным непростой процесс соло-восхождений.
вес — 182 грамма
разрывная нагрузка — 22,7 KN
диам. веревки — 10-11 мм

CAMP Wing Traveling Pulley блок-ролик для быстрых спусков по наклонным троллеям

Рабочая нагрузка: 6 кН
Разрывная нагрузка: 15 кН
Макс. диаметр: трос-12 мм, верёвка-13 мм
Внутренний диаметр шкива: 26 мм
Вес: 336 г Оригинальный фиксатор торможения
Уникальная компоновка блока помогает сохранить одежду и волосы от их попадания в рабочую зону
Износостойкие подшипники
Нержавеющая сталь повышенной теплопроводности
Максимальная скорость: 20 м /секMammut Smart

Самоблокирующееся страховочное устройство для одинарной верёвки 8.9-10.5 мм. Автоблокировка при верхней и нижней страховке (аналог Click-Up, только дешевле). Вес 82 г.

Salewa nine (Австрия-Италия)

Разновидность фрикционных спусковых устройств — Salewa nine (Девятка)
Диаметр рабочих веревок — 9-11 мм

Kong DE JUMP производитель «KONG» Италия

Kong DE JUMP — cпусковое устройство, cпециально разработанное для каньонинга. Снабжено специальным механизмом для быстрого выщелкивания устройства из подвесной системы.
Вес: 328 гр.
Материал: сплав алюминия/сталь
Диаметр используемой верёвки: 9 — 12 мм

Robot (KONG, Италия)

Cпусковое устройство универсальное. Оригинальная разработка Kong, которая представляет собой гибрид классической восьмерки и решетки (ретрана) и объединяет плюсы обоих спусковых устройств: не крутит верёвку и имеет небольшой вес. Большое количество вариантов заправления верёвки.

Kong HYDROBOT (KONG, Италия)

Уникальное спусковое устройство, разработанное специально для каньонинга. Может использоваться как с одной, так и с двумя веревками. Позволяет без усилий менять скорость торможения под нагрузкой. Благодаря особой конструкции исключен риск случайной потери устройства, перекручивания веревки и изнашивания карабина. При необходимости экстренного подъема Hydrobot можно использовать в качестве самоблокирующего устройства.

Kong TRE (KONG, Италия)

Это революционное спусковое страховочное устройство такое же простое в обращении как восьмерка или шайба, однако, в отличии от них TRE само блокируется при рывках, позволяет работать как на одинарной, так и на двойной веревке, намного проще стало встегивание и выстегивание веревки из устройства. TRE Прекрасно подойдет для страховки в скалолазании, каньонинга, промышленного альпинизма.

Kong ORTIS (KONG, Италия)

Спусковой управляемый блок. Используется с веревками и предназначается для спуска человека с высоты с контролируемой скоростью (от 0,5 до 2 м/с).

Troll Pro ALLP Tech, производитель фирма SAR (Великобритания)

Вес: 585 грамм
Разрывная прочность изделия: 20 КN
Рабочая нагрузка: 270 кг
Диаметр раб/верёвки: 10,5 мм — 12,7 мм
Может быть использован на полустатических и статических веревках.
Имеет возможность контроля спуска, как винтом, так и рукоятью, либо комбинированным способом. Позволяет регулировать спуск одной рукой.

Травмы при падениях с высоты в странах Европы, США и Китая стоят на втором месте после дорожно-транспортных происшествий. Знание основ правил защиты от падения, умение пользоваться соответствующими средствами защиты позволяет во многих случаях избежать падения либо снизить вероятность получения травмы.

(СИЗ) — оборудование, экипировка, оснащение, предназначенное для предотвращения падения с высоты работника либо безопасной остановки его падения.

Основные потребители подобных СИЗ — строительные организации. Но и другим предприятиям для проведения любых высотных работ эти средства необходимы:

  • при осмотре колодцев, цистерн и других емкостей;
  • для проведении работ методом промышленного альпинизма, клининговым компаниям;
  • при аварийно-спасательных работах;
  • при обслуживании ЛЭП, труб вентиляции и котельных, теле и радио-вышек, башен, мостов и т. д.

Согласно Правилам охраны труда при проведении работ на высоте (НПАОП 0.00-1.15-07) к средствам защиты от падения с высоты принадлежат:

  • пояса предохранительные;
  • каски;
  • страховочные канаты;
  • предохранительные верхолазные устройства;
  • улавливатели с вертикальным канатом;
  • защитные ограждения, знаки безопасности и т. д.;
  • верхолазное снаряжение, используемое совместно с вышеупомянутыми средствами защиты.

Проведем краткий обзор этих средств защиты.

1. Пояса предохранительные

Не самая главная часть экипировки высотника — можно обвязаться и куском веревки, но очень облегчающая жизнь. А в случае зависания при срыве на срок более 15 минут — и сохраняющая ее, не позволяя наступить удушью.

Монтажный пояс (рис. 1) и верхняя система (рис. 2) может использоваться только для подстраховки человека, который передвигается по конструкциям ногами и при падении не зависнет надолго до момента своей гибели от асфиксии. Кроме того, при глубоком падении с поясом велика вероятность перелома позвоночника.

ТОРНАДО, Украина PETZL, Франция SINGING ROCK, Чехия
TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

В качестве страховочной системы можно использовать только беседку (рис. 3), желательно в комплекте с верхней системой, чтобы не поломать позвоночник при срыве.

FIRST ASCENT, Украина PETZL, Франция TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия

Или универсальную полную систему (рис. 4).

Вполне оправданный элемент защиты «мозгов» от соприкосновения с металлоконструкциями при движении или падении на них, не говоря уж о падающих вдруг сверху гаечных ключах и прочих «наказаний господних».

Лучше использовать каски армированные стекловолокном, но на «безрыбье» подойдет и обычная строительная «мыльница».

3. Страховочные канаты (веревки)

Для работы на высоте требуется две верёвки. Одна для спуска или подъема, другая является страховочной. Либо второй рабочей и, по совместительству, страховочной. Если перерезана, перебита или перекушена одна — вторая, это Ваш билет в мир живых.

При работе на перегибе через острый козырек всегда используйте протектор для веревки и лучше стальной — мягкие часто перерезаются вместе с веревкой.

Верёвки бывают динамические и статические , различных диаметров (от 8 до 12 мм).

Динамическая верёвка — удлинение более 7% при подвешенном грузе 80 кг.

В промышленном альпинизме лучше не использовать. Работать на ней сложно — как на резинке. Исключение — когда специфика работы требует динамической страховки.

Статическая верёвка (удлинение 3-5%) используется чаще всего.

Супер-статическая верёвка (до 2% удлинения), изготавливается с применением кевлара и стали, опасна при любых динамических нагрузках, которые часто возникают при работе на высоте. Ее сверхпрочность — безопасности не способствует. Те деньги, которые нужно потратить на приобретение такой верёвки, можно потратить на весь остальной набор снаряжения.

Нет смысла использовать дорогие верёвки, которые по задумке производителя имеют большой срок службы за счет крепкой к истиранию оплетки. На монтаже — да, а на покраске или герметизации зданий верёвка все равно портится от краски или герметика.

Помните:

  • объявляемая прочность на разрыв не является показателем, по которому можно судить о надежности веревки. Предельная нагрузка, при которой веревка рвется, относится только к первоначальному состоянию, не подверженному действию неблагоприятных факторов (потертость, действие влаги, загрязнение краской и т. п.);
  • наличие узлов уменьшает прочность веревки до 40% от начальной! Повторю, не на 40%, а до 40%!
  • старение веревки — постепенное уменьшение прочности, не зависящее от того, используется веревка или все еще лежит нераспечатанной в магазине или на складе. При сроке более пяти лет с момента производства веревку вообще нельзя применять для высотных работ;
  • при нормальной интенсивности использования и внимательном к ней отношении любую веревку надо выбрасывать самое большее через четыре года, даже если на вид она хорошо сохранилaсь.

Подробнее о веревках и их испытаниях: П. Недков «Азбука одноверевочной техники» .

4. Карабины

Карабин — важный и многофункциональный инструмент промышленного альпиниста, выполняющий функцию соединительного звена. От него напрямую зависит не только успех высотных работ, но и жизнь самих специалистов в области промышленного альпинизма.

Карабины представляют собой скобу, замыкающуюся замком-защелкой, который в свою очередь фиксируется от открытия предохранительной муфтой.

Самый распространенный тип муфты — на резьбе. Блокировка производится с помощью закручивающейся муфты. Однако есть вероятность забыть завинтить муфту.

Поэтому иногда предпочтительнее автоматическая поворотная муфта. Плюс таких карабинов — в защите от забывчивости или неопытности пользователя.

Обязательное правило — все карабины, которые используются для страховки и закрепления должны быть с муфтой. Кроме того, сам карабин должен быть защелкнут так, чтобы веревка при движении вверх не развинчивала резьбовую муфту или не поворачивала в положение возможного раскрытия автоматическую муфту. Кстати — величина раскрытия замка, не менее важный параметр карабинов.

Карабины без муфты используют только как оттяжечные или вспомогательные.

Для страховки могут использоваться карабины с допустимой нагрузкой не менее 2200 кг (22 кН) в продольном направлении при закрытой муфте. Для страховки этого достаточно, а более мощные карабины требуются там, где допустимые рабочие нагрузки могут достигать больших величин, например при поднятии грузов.

Поперечные нагрузки на разрушение у карабинов обычно гораздо меньше продольной, но не менее 7 кН. Поэтому очень опасно, когда карабин встает в устройстве, например спусковом или страховочном, на излом или поперек.

Чтобы избежать этого, некоторые производители заведомо делают отверстие под карабин диаметром 12-14 мм, что меньше диаметра большинства муфт карабинов практически всех торговых марок: Black Diamond (США); Climbing Technology (Италия); CAMP (Италия); Kong (Италия); Petzl (Франция); Mammut (Швейцария); Salewa (Германия); Simond (Франция); Singing Rock (Чехия); Vertical (Россия); Манарага (Россия); Vento (Россия); Ring (Россия); Krok (Украина) .

Но нужно помнить, что зарубежные аналоги дороже отечественных СИЗ в разы, а то и в десятки раз. Это касается не только карабинов, но и остального снаряжения для высотных работ.

Карабины изготавливаются из стали или алюминиевых сплавов. Дюралевые карабины значительно легче по весу, однако и прочность их также значительно ниже. Поэтому при выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма используют главным образом стальные карабины, так как они значительно меньше подвержены износу и выдерживают большие нагрузки.

По внешней форме существует целая масса разновидностей карабинов — трапециевидной формы, овальной, треугольной, грушевидной, дельтообразной. Максимальную нагрузку держит трапеция, а овал и груша удобнее.

Овальный. За счет симметрии по продольной оси, он имеет наименьшие шансы встать в устройстве или в точке вщелкивания поперек нагрузки или на излом.

Трапециевидный. Эти карабины наиболее прочные на разрыв. Но не всегда могут использоваться с определенным видом страховочных устройств. Не желательно использовать со стропой и лентой.

KROK, Украина RING, Россия VENTO, Россия PETZL, Франция

Треугольный. Пришли к нам из истории.

Груша или «HMS». Карабин, имеющий наибольшее раскрытие защелки.

VENTO, Россия SINGING ROCK, Чехия PETZL, Франция

Монтажные карабины. Имеют максимальную простоту открытия предохранительного замка, поэтому удобны для работы в брезентовых рукавицах.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Рапиды. Карабины, не имеющие защелки. Блокировка происходит за счет резьбовой муфты. Применяются для организации стационарных страховочных звеньев и для вспомогательных целей (например, крепление конструкций).

D-Rings и Delta. Применяются в тех случаях, когда нужно использовать карабин со стропой или лентой. Например, в системах. Рабочая нагрузка — поперечная.

KONG, Италия MAILLON RAPIDE, Франция

Карабины для труб и балок. Страховочные карабины для организации перемещения вдоль трубы, балки или троса большого диаметра.

5. Спусковые устройства (СУ)

Делятся на ручные и автоматические .

В ручных устройствах коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения) зависит от того, каким образом заправлена верёвка в СУ и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

Восьмерка Инвар двурогий Pirana
Решетка Корзинка Паук Краб

Автоматические спусковые устройства имеют механизм, позволяющий изменять коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения), воздействуя на само устройство. Если говорить проще, то для начала движения вы тянете за ручку или давите на нее, и регулируете скорость спуска. Правда при этом, контроль за верёвкой ниже устройства не отменяется, поскольку при его потере может начаться лавинообразное нарастание скорости спуска, а панический эффект не позволит вам отпустить ручку управления и остановиться. Для этого разрабатываются СУ с антипаником, которые при паническом давлении на рукоять СУ останавливают падение.

Стопор-Десантер Cinch Grigri Гриша
I’D Антипаник Десантер с антипаником

Наиболее удачные, на мой взгляд, I’D PETZL и Десантер с антипаником KROK.

6. Зажимы

Вообще зажим — это техническое средство, которое свободно перемещается вдоль веревки, но при нагрузке автоматически заклинивает на ней. Увы, как правило, при нагрузке в одну сторону. Крепится к самостраховке (длиной до 60 см), которая закреплена в свою очередь на вашей системе.

Зажимы бывают перегибающего , заклинивающего и смешанного (перерегибающе-заклинивающего) типов.

Корпус зажима — открытый или закрытый .

Открытый Закрытый

Перегибающего типа — практически не используют.

Заклинивающего — это жумары и их разновидности. Игольчатый кулачек пружиной прижимается к веревке.

Перегибающе-заклинивающий тип — это зажимы, использующие вместо кулачка шарнирно закрепленный рычаг. Или рычагом является корпус зажима и подвижный кулачек.

Из двух зажимов и стремени состоит комплект для подъема по веревке. Если в качестве спускового устройства используется автоматическое устройство, то оно само может играть роль одного из зажимов.

А вот использование зажимов для самостраховки, это тема отдельного разговора. Мнений много, но все сходятся в главном: при использовании зажимов для самостраховки, необходимо минимизировать фактор рывка. Другими словами — не допускать нахождение зажима ниже точки нахождения страхуемого. Поскольку поголовное большинство зажимов «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс. Остальные ее просто перекусывают или пережигают при падении уже с фактором 1.

Одно из немногих устройств, допускаемых к использованию как средство самостраховки — это трехкулачковая Капля и ее зарубежный аналог — зажим Back-up, а также зажим ASAP PETZL.

7. Петли

Веревочные, ленточные и тросовые.

Необходимы для организации точек закрепления верёвок и дополнительных точек самостраховки, а так же для вспомогательных целей. Можно сделать петли из куска веревки или полноценной стропы (не меньше 22 кН на разрыв).

Еще проще — просто купить готовые петли. Пожалуй, наиболее часто используемые длины — это 60 см и 120 см.

8. Сиденье

Сидушка — предмет удобства и только, она никак не должна быть предметом обеспечения безопасности.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Основную массу применяемых сидушек можно разделить на два условных типа — короткие сидушки и длинные.

У длинной сидушки стропы достаточно далеко закреплены на доске, чтобы не врезаться в бока.

9. Комплект для подъема грузов

Простейший — карабин с блоком (блок-роликом) и желательно с вертлюгом, для предотвращения скручивания веревки. Этого комплекта достаточно, чтобы поднимать легкие грузы.

Если необходима фиксация поднимаемого груза, то к этому комплекту может быть добавлен жумар или кулачковый зажим, а также может использоваться фиксирующий блок-ролик, который американцы называют «houler», а мы — зажим с блок-роликом.

Но помните, что как и жумары, все ролики с зажимами игольчатого типа «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс.

Исключение составляет, пожалуй, только «Блок-стоп» производства KROK, Украина. Оригинальная конструкция не повреждает веревку на усилиях до 900 кг, а после увеличения нагрузки начинает ее протравливать.

Нужно понимать, что усилия, которые вы прилагаете для подъема груза через блок или houler, очень сильно зависят от КПД блока. Поэтому для обеспечения минимального КПД необходимо использовать качественные блоки с подшипниками. Диаметр ролика также сильно влияет на КПД. Чем больше диаметр ролика в блоке, тем КПД больше.

Собирается из двух или более блоков и насчитывает великое множество разновидностей. Для промальпа обычно используются простейшие, состоящие из двух одинарных, двойных, тройных блоков.

На этом стоит остановиться, чтобы не углубиться в технологию проведения работ.

Не забывайте, что любая цепь прочна настолько, насколько прочно ее слабейшее звено!!!

Функциональное тестирование спусковых устройств для промышленного альпинизма.

Владислав Еремеев

Испытания подготовлены и проведены общественной исследовательской группой. Организаторы – М. Шлычков, Т. Ахмедханов, А. Рудых, В. Еремеев.
Тестирование представляло собой спуски добровольцев на различных спусковых устройствах с высоты 10-12 м, при чем после каждого спуска предлагалось оценить ряд критериев, всесторонне характеризующих конкретное устройство – для чего заполнить анкету.

Использовались веревки:

  1. Коломенская ВСС 24-прядная 11 мм статическая, 2 года в эксплуатации в промышленном альпинизме умеренной интенсивности.
  2. Тендон 10 мм экспериментальная статическая, 1 год малоэксплуатировавшаяся в промышленном альпинизме.
  3. Аналогичная первой веревке – но вымоченная в воде.

Тестируемые устройства и соответствие их стандартам:

  1. RIG Petzl (EN 12841C, EN 341).
  2. INDI EVO Kong (EN 12841C, EN 341).
  3. SPARROW Climbing Technology (EN 12841C, EN 341).
  4. «Бандо-СТОП» Серафимова, опытный образец (базовый вариант STOP – EN 341).
  5. Double Stop DSD 30+25 Anthron (EN 12841C, EN 341).
  6. Промальп-БЕРКУТ Орион-Альп, модиф. 2012. (Протоколы испытаний ВИСТИ.).
  7. TROLL Pro ALLP Tech SAR (EN 12841C).
  8. EDDI Edelrid = AXEL Camp (prEN15151, EN 12841C, EN 341).
  9. GRI-GRI Petzl (Cтарая).
  10. «Федя» Крок (Украина).

Последние 2 – вне статистического тестирования.

Испытания получились действительно независимые.
Анкетированию подверглось 103 спуска, с тестированием 10 различных спусковых устройств.

В тестировании приняло участие 11 добровольцев. Кое кто из них добросовестно отработал, сделав более чем 16 спусков; кто то – приехал лишь «сам для себя» – и сделал всего несколько спусков, не потрудившись заполнить анкету даже на них; большинство «откатало» как минимум по разу на каждом из основных тестируемых устройств. Результаты конечно не лишены субъективности, но думаю, отражают реальное положение вещей. Дополнительное преломление оценке устройств дало то, что рядом устройств многие добровольцы постоянно пользуются в своей практике – а ряд устройств был увиден и опробован ими впервые.

Все добровольцы были взвешены в снаряжении. Наблюдается четкая корреляция между весом испытателя и оценкой им ряда параметров устройств. Это говорит о том, что при выборе спускового устройства и способа его эксплуатации – вес конкретного пользователя должен быть принят во внимание.
Для всех спусковых устройств инструментально измерялось абсолютное усилие натяжения входящей ветви веревки – фиксировалось усилие натяжения для начала спуска и для стабильного состояния спуска.

Список участников тестов, их опыт в промышленном альпинизме, вес и спусковое устройство, используемое каждым из них обычно:

Участник Стаж в промальпе, лет Спусковое устройство,
используемое обычно
Вес в снаряжении
Валл С.О. 23 GRI-GRI 58 кг
Фролов М. 10 ГD 62 кг
Демидов П. 13 STOP, RIG
67 кг
Разуваев А. 10 EDDY 74,5 кг
Еремеев В. 16 RIG 80 кг
Пименов В. 8 RIG 84 кг
Шлычков М. 24 RIG, «треугольник»
85 кг
Мухин К. 30 в спелео
«Решетка» 90 кг
Ахмедханов Т. 15 ГD 90 кг
Рудых А. 24 RIG, «треугольник» 112 кг


Сводная таблица оценивания спусковых устройств для промышленного альпинизма
при функциональных тестах

Для оценивания использовалось среднее арифметическое из баллов оценки устройств, указанных добровольцами-испытателями в заполненных ими анкетах.
Оценка производилась по 5 – бальной шкале, где 5 – наивысшая положительная оценка. Оценки для первых трех пунктов: очень значительное (1) – значительное (2) – удовлетворительное (3) – комфортное (4) – незначительное (5). Для последующих – аналогично школьной 5 – бальной оценочной системе.


Устройства
Критерии оценки
ANTHRON
DSD 30+25
EDDY = AXEL KONG INDY EVO PETZL RIG Climbing technology
SPARROW
TROLL ProALLP
Tech
«БАНДО-СТОП»
Серафимова
Промальп-БЕРКУТ
Орион-Альп 2012
Вес устройства, г:
Заявленный производителем 340 360 450 380 520 575 630
Фактический 340 360 390 540 600 410 630
Габариты, мм 190x80 125x70 200x60 175x70 180x85 150x95 270x75 220x90
Усилие удержания веревки рукой 4,92 4,08 3,92 4,44 4,6 4,91 4,05 4,5
Усилие натяжения веревки для начала спуска / стабильного спуска, для веревки
11 мм – 10 мм, измеренное, кг
5-6,75/
2,3-3,3
9,83-17,75
18,8-22
9 / 9
3,75-5,17/
1,5-1,0
5,0-6,5/
2,3-3,0
6,5-11,5/
3,5-6,5
13-12/
6-8
Усилие надавливания на рукоятку 4,5 4,27 3,08 4,22 4,54 4,0 3,7 3,19
Удобство работы с рукояткой 4,92 3,58 3,79 4,4 4,71 3,32 2,9 3,6
Плавность «троганья с места» 5,0 3,83 4,0 4,6 4,77 4,55 4,2 4,25
Выбирание веревки вверх 0 4,66 3,37 4,7 4,57 2,6 2,2 4,0
Стабильность плавность, прохождения по веревке 4,83 4,08 4,08 4,7 4,85 4,7 4,2 4,13
Важные замечания Совсем не идет вверх. неизвестна скорость износа. Опасно: для заправления веревки - устройство надо полностью отстегнуть! Чрезмерное усилие надавливания на ручку. «Антипаник» практически не работает. Есть большая статистика эксплуатации. Неизвестна надежность и скорость износа при эксплуатации. Сложная заправка веревки. Нет статистики эксплуатации. Управляется одной рукой. Опытный образец. Чрезмерное усилие на ручку. «Плюс» - крайне низкая цена. Есть большая статистика эксплуатации.


Выводы по устройствам

Если бы на Anthron DSD 30+25 можно было подниматься--он бы был безусловным лидером. Откинув критерий «выбирания веревки вверх», собственно для спуска – устройство остается самым комфортным и безопасным. Однако, у нас нет данных по его степени износостойкости. Очень заинтересовало всех новое устройство от Climbing Technology – SPARROW, заслужившее также самых высоких оценок. Для полноты картины не хватает статистики опыта практической эксплуатации – только исходя из которого можно будет судить о надежности конструкции и степени её износостойкости.

Возможно, незаслуженно невысоких оценок заслужил TROLL Pro ALLP Tech – но устройство действительно требует серьёзной тренировки и обучения перед использованием; обладает специфическими способами заправки веревки и подвески к обвязке. При этом оно на самом деле обладает уникальной способностью – позволяет так отрегулировать силу трения фрикционного механизма под любую конкретную веревку, что можно будет штатно спускаться вообще без участия рук. К сожалению, разочаровал новый INDY EVO Kong, у которого большинством испытателей отмечено чрезмерное усилие надавливания на ручку вплоть до болезненных ощущений, усугубляемых угловатой её конфигурацией; и низкое внутреннее трение при уже отжатой ручке – требующее удержания веревки со значительной силой. Возможно, для эксплуатации его требуются какие то очень специфические веревки или дополнительное обучение. Но пока мне непонятен факт сертификации его с нагрузкой 200 кг – если и с весом 1 человека усилие контроля веревки было одним из самых высоких из зарегистрированных.

Недавно получивший сертификацию EN 12841C – LORY, он же AXEL, он же EDDY – при всех его достоинствах (наличие антипаника, небольшой вес и габариты) обладает принципиальной опасной отрицательной чертой: для заправки в него веревки – его необходимо полностью отстегнуть от комплекта снаряжения. А это чревато возможностью уронить его. Другим «минусом» устройства является низкое внутреннее трение фрикционного механизма – в связи с чем требуется значительное усилие удержания веревки рукой.

Российский «Промальп-БЕРКУТ от компании Орион-Альп подтвердил в целом неплохие результаты, и своё твердое положение лидера из простых и надежных автоблокирующих устройств в дешевой ценовой категории. Модифицированное устройство позволило уменьшить нагрузку на ручку (хотя она и осталась значительной) и практически избежать свободного хода ручки и самого устройства при каждом шаге на подъёме. Многолетняя положительная статистика использования нескольких модификаций устройства также является серьёзным «плюсом» для него.

Экспериментальный опытный образец автоблокирующего спускового устройства, управляемого одной рукой, «БАНДО-стоп Серафимова» вызвал неоднозначную реакцию, во многом связанную с субъективно новой логистикой управления устройством, но в целом заслужил на удивление хорошие результаты.
Прогнозируемо уверенные результаты показал RIG Petzl. Несмотря на оценки – чуть выше среднего, – устройство обладает отличным от большинства других дополнительным критерием выбора: по нему имеется большая статистика по использованию, износу и наработке «на отказ». И в целом эта статистика – положительная. Кроме того, вес и габариты его – одни из самых минимальных. Характерным «минусом» устройства является кручение им веревки во время спуска.