ММА для чайников. Что нужно знать о самом зрелищном виде спорта

Предлагаем вашему вниманию 10 самых опасных техник в смешанных единоборствах от самых ярких бойцов ММА современности.


1. Треугольники Пола Сасса

Открывает список убойных финишеров один из ярчайших проспектов легкого веса Пол Сасс . В активе 23-летнего уроженца Великобритании «чистый» рекорд из 13 побед, 12 из которых были добыты болевыми/удушающими приемами, а девять (!) из них - удушения «треугольником». Согласно спортивному сайту ESPN.com, Пол является рекордсменом по количеству проведенных «треугольников». Имеет Сасс и говорящее само за себя прозвище - «САССугольник».

Казалось бы, что может быть легче, чем выйти в клетку против бойца, который из раза в раз демонстрирует один и тот же прием, однако, как показывают выступления Сасса, все не так просто - англичанин провел три боя в организации номер один, два из которых закончились сами знаете каким приемом - именно треугольником Сасс прервал победную серию Джейкоба Волкмана, им же остановил Майкла Джонсона.

2. Джиу-джитсу Демиана Майи

На данный момент бразильский боец Демиан Майа, является далеко не самым зрелищным бойцом, однако, так было не всегда. Придя в UFC, Майа провел впечатляющую серию досрочных побед - за два года бразилец одержал пять побед болевыми/удушающими приемами, четыре из которых принесли «Пчеле» бонус за лучший болевой вечера. Из наиболее запоминающихся моментов можно выделить грепплинг-войну с Джейсоном Макдональдом и потрясающий финиш в бою с нынешним претендентом номер один - Чейлом Сонненом.

Майа по праву считается одним из лучших грепплеров в MMA - обладатель третьего дана по Бразильскому Джиу-Джитсу, Демиан Майа стал победителем престижнейшего турнира ADCC в 2007 году. В рамках соревнований по Джиу-джитсу, Майа побеждал таких бойцов как Юшин Окам и Габриэль Гонзага. В 2007 году Майа выпустил обучающее DVD «Наука Джиу-Джитсу», которое до дыр пересмотрели все фанаты данного вида спорта.


3. Граунд-энд-Паунд Марка Муньоса

Пожалуй, нет более опасного сочетания в мире современных смешанных единоборств, чем борьба уровня первого дивизиона NCAA и мощного ГнП. Именно таким, поистине ураганным коктейлем, обладает "филиппинская крушащая машина" Марк Муньос.

Впервые на ковер Муньос вышел в высшей школе, выступая за школу Вальехо (Калифорния), где стал двукратным чемпионом в весе до 189 футов. В колледже, выступая за университет штата Оклахомы, Муньос собрал множество наград, включая два титула на соревнованиях Big 12, а так же победу на соревнованиях NCAA в 2001 году. Марк Муньос стал первым филиппино-американским борцом, который завоевал первое место в национальном чемпионате.
Дебютировав в MMA в 2007 году, Муньос провел 14 боев, 10 из которых прошли под крылом Zuffa, заработав при этом статус претендента на титул и третье место в рейтинге лучших средневесов планеты. Визитной карточкой бойца являются его мощнейшие атаки в партере, которые выглядят действительно впечатляющими. За свою яркую карьеру, Муньоз одержал победы над такими бойцами как Майк Пирс, Кендалл Грув, Си Би Доллавай, Демиан Майа, Крис Либен и другие, все эти бойцы испытали на себе тяжелейшие руки филиппинца, принимая на себя град ударов. Уже этим летом, в рамках турнира UFC on Fuel TV, у Муньоcа будет шанс стать претендентом номер один на титул чемпиона UFC в среднем весе, для этого Марку необходимо одолеть непобедимого на данный момент проспекта Криса Вайдмана.


4. Бэкфисты Александра Шлемeнк o

Если американские болельщики, видя бэкфист, вспоминают Шони Картера, который в далеком 2001 году этим приемом нокаутировал Мэтта Серру, став первым, кто применил бэкфист в UFC, то фанаты из стран СНГ сразу же вспоминают российского средневеса Александра Шлеменко , который из боя в бой радует своих фанатов этим экзотическим приемом.

Не смотря на то, что этот прием далеко не всегда является эффективным, а иногда и наоборот может нести губительные последствия, российский боец демонстрирует незаурядную технику практически в каждом бою. За свою яркую карьеру Александр провел более 50 поединков, выиграл два турнира Bellator в среднем весе и имел шанс стать чемпионом организации, но, к сожалению, уступил чемпиону. Однако, в ближайшее время, «Шторм» получит еще один шанс стать обладателем престижного пояса - Александр сойдется с победителем турнира средневесов бразильцем Майкелем Фалькао, который так же славиться своей яркой ударной техникой, нас ожидает поистине красивейший матч двух отчаянных рубак.


5. Коллекционер рук Гива Сантана

Еще одним рекордсменом в области болевых приемов является сорокалетний бразилец Гива Сантана . На его счету 15 досрочных побед, 13 из которых - армбар. Гива Сантана - обладатель третьего дана по Бразильскому Джиу-Джитсу и, пожалуй, самой длинной в истории MMA серии побед армбарами - десять (!) первых боев «Коллекционера» закончились именно этим приемом.
На «большую сцену» бразилец вышел относительно недавно - осенью 2011 года промоушен Bellator объявил о подписании бойца. В дебютном в Bellator поединке, Гива одержал уверенную победу, пополнив свою коллекцию еще одним трофеем.

По словам же самого бойца, несмотря на столь большое число побед рычагами, у него нет предпочтений, и он заканчивает поединок так, как позволяют это сделать обстоятельства:
«Армбар - это просто самый легкий для меня способ победить, но в джиу-джитсу есть множество приемов, которые я так же применяю, если я чувствую, что могу победить тем или иным приемом - я это сделаю. У меня нет предпочтений». Говорит спортсмен.

Но большую часть своего времени Гива посвящает тренерской деятельности - 6 дней в неделю Сантана готовит своих учеников к предстоящим поединкам. В зале бразильца нередко тренируются такие бойцы как Йан МаКолл и Шейн Дель Росарио.

Возможно, некая предсказуемость в стиле ведения боя Сантаны делает его «читаемым», чем и воспользовался Бруно Сантос, но если бой перешел в горизонтальную плоскость - ждите армбара.


6. Армбары Ронды Роузи

6 минут и 45 секунд - именно за это время Ронда Роузи провела все свои поединки в смешанных единоборствах - 5 боев, 5 армбаров и чемпионский титул Strikeforce в весе до 135 футов. Имея мощную базу борьбы Дзюдо, американке Ронде Роузи не составляет труда переводить своих соперниц в удобную для себя плоскость, а после буквально за считанные секунды финишировать своим излюбленным приемом.

В 17 лет Ронда прошла отбор на Олимпийские игры 2004 года, тем самым став самой молодой спортсменкой, которой удалось попасть на Олимпийские Игры в категории Дзюдо. После завоевания множества титулов в различных соревнованиях, Роузи вновь прошла отбор на Олимпийские Игры 2008 года, где завоевала бронзовую медаль, став при этом единственной женщиной-спортсменкой из США, которой удалось взять медаль в Дзюдо с 1992 года.

В 2010 году олимпийская медалистка ворвалась в мир смешанных единоборств, первый поединок по правилам MMA Роузи выиграла за 25 секунд, заставив сдаться бразильянку Эдиане Гомес, которая на момент боя имела рекорд 7-1. Последующие три боя закончились, не успев начаться, и в марте 2012 года Ронда Роузи выходит на титульный поединок против тогдашней чемпионки Strikeforce Миеши Тейт. Закончить титульный поединок так же быстро дзюдоистке не удалось, тем не менее, за пол минуты до конца первого раунда, Роузи смогла завершить бой, выиграв чемпионский титул. Сможет ли новоиспеченная чемпионка стать реальной угрозой для Кристиане «Сайборг»? Остается лишь гадать, а тем временем президент Strikeforce Скотт Кокер заявил, что с радостью организует такой бой.


7. Болевые на ногу Масаказу Иманaри

Подбираясь к верхушке списка самых убойных техник, фанаты японских смешанных единоборств понимают, что чего здесь не хватает. Действительно, нельзя обойти стороной такого бойца как Масаказу Иманари , который в совершенстве владеет болевыми на ногу. Тридцатишестилетний спортсмен абсолютно отвечает своему ник-нейму «Ashikan Judan», что в переводе звучит как «Мастер болевых на ногу». Иманари найдет выход на болевой прием из любой позиции - в партере или прижимая соперника к канатам и даже находясь в метре от соперника. От японца можно ожидать чего угодно - будь то обычный перевод в партере или пулл гард, кувырок с последующим леглоком -предугадать невозможно. Из 16 побед болевыми/удушающими приемами 10 побед - леглоки. Однако не одними болевыми на ногу богат Иманари - в арсенале бойца имеются победы армбарами, омоплатой и прочими зрелищными и блестяще исполненными приемами.

Иманари большой оригинал не только в бою, но и по жизни, японец ни разу не давал журналистам нормальных интервью, постоянно кося "под дурака", и из образа выходит крайне редко. Когда он надевает ботинки на босу ногу, сжимает кулаги с фигами на стердаунах, или ковыряется на пресс-конференции в носу, засунув палец чуть ли не наполовину, такое его поведение на полном серьезе можно расценивать, как сдержанное.

Когда же Иманари чудит по крупному, то ему ничего не стоит выйти после боя к журналистам обнаженным, в чемпионском поясе вместо трусов или трясти победным трофеем-кубком, как причинным местом.


8. Левый хук Пола Дейли

Карьера британского полусредневеса, автора двадцати нокаутов, обладателя тяжелейшего левого хука Пола Дейли, является одной большой драмой. Придя в UFC с огромным багажом досрочных побед, «Семтекс» совершил два ярких апсета. В дебютном в октагоне поединке, Дэйли встретился с ударником из Дании Мартином Кампманном, которого Дэйли в середине первого раунда прижал к сетке и бронебойной серией ударов отправил датчанина в стоячий нокаут. Второй поединок принес британцу дополнительные 50 тысяч долларов за лучший нокаут вечера, в который своим коронным левым хуком «Семтекс» отправил Дастина Хаззелента. Однако триумф продолжался недолго - оказавшись безоружным против борьбы Джоша Косчека, Дэйли так и не смог применить свое оружие, но Семтекс решил исправить это недоразумение и после финального гонга, недолго думая ударил Джоша Косчека прямо в челюсть. Руководство UFC сочло такое поведение недопустимым для бойца столь высокого уровня и британскому беспредельщику пришлось искать работу других организациях.

Вторую порцию славы Дэйли обрел, выступая в Strikeforce, где в дебютном поединке он воткнул в настил ветерана UFC и Strikeforce Скотта Смитта, ярчайший нокаут стал лучшим финишем года по версии Sherdog.com.

Следующим бой Семтекса стал титульный поединок с чемпионом организации Ником Диазом. бой стал поистине фейерверком - бойцы по несколько раз отправляли друг друга в нокдауны, демонстрировали прекрасную работу рук, но чемпион оказался сильнее. Без трех секунд пятиминутный бой стал лучшим раундом 2011 года по версии многих обозревателей.
Несмотря на природную лень и неумение работать в партере, левый хук Пола Дейли железно занимает место я в тройке нашего рейтинга.

9. Нэйт Диаз: версия обновленная и улучшенная

Если год назад вы бы предположили, что Нэйт Диаз ворвется в гонку за титул, то в ответ получили бы лишь смех. Действительно, забег в полусредний вес для младшего члена семейства Диазов оказался неудачным - Диазом хладнокровно вытер октагон кореец Донг Хьюн Ким, а канадец Рори Макдональд швырял победителя пятого сезона TUF словно соломенную куклу. Такой расклад явно не устраивал опального бойца и он принимает решение перейти в родной для себя легкий вес. Спустя четыре месяца, Диаз выйдет в октагон с некогда лучшим легковесом планеты, экс-чемпионом PRIDE Таканори Гоми, в этом же бою Диаз показал, что не сидел, сложа руки все это время, а упорно оттачивал свою технику, что принесло свои результаты - бой закончился ярким болевым приемом (армбар), который стал лучшим сабмишеном вечера.

Не остался без бонуса и следующий поединок Нэйта Диаза - развязкой, пожалуй, самого напряженного фьюда прошлого года между Нэйтом Диазом и Дональдом Серроне, стал бой в новогодний вик-энд, в котором Диаз, будучи андердогом, играючи перестрелял экс-претендента на титул WEC "Ковбоя" Серроне, побив при этом рекорд по точности попаданий в трех-раундовом поединке - 82% от общего числа ударов пришли в цель, а это значит, что из 314 ударов, 258 потрясли "Ковбоя". Для сравнения стоит отметить, что Дональд Серроне, который выходил на бой явным фаворитом и имеет за своими плечами 29 боев по кик-боксингу (28-0-1), попал по Диазу лишь 66 раз из 200 выпущенных ударов (33%).

Показав невиданные доселе «перфомансы», Нэйт Диаз получает шанс стать претендентом на титул в легком весе. Для этого ему необходимо одержать верх над бойцом из верхней пятерке Джимом Миллером. Будучи опять таки андердогом, Диаз сделал то, чего не удавалось сделать ни Грею Мейнарду, ни экс-чемпиону Френки Эдгару, ни даже нынешнему лидеру весовой категории Бену Хендерсону - в конце второго раунда Диаз финиширует «Пивного барона» удушением «гильотина», зарабатывая при этом девятый бонус OTN и, попутно, статус претендента на титул в леком весе, а так же второе место в списке за свою яркую и разноплановою технику.


10. Колени Алистара Оверима

Как и в первом нашем списке самых опасных техник в MMA, первое место занимают тайские колени. Визитной карточкой бесспорно лучшего кикбоксера в смешанных единоборствах, победителя K-1 2010 World Grand Prix, экс-чемпиона Dream и Strikeforce Алистара Оверима являются его колени. Алистар Оверим так же является одним из самых ярких финишеров в спорте - из 36 побед голландца, 34 не дошли до судейского решения, а это значит, что количество досрочных побед составляет 95% от общего их числа. Мало того, из 15 побед нокаутами, 10 побед «Риму» принесли его устрашающие колени.

Согласно биографии Алистара, в зал его привел старший брат Валентайн, однако пятнадцатилетнего Оверима, который больше любил баскетбол и легкую атлетику, тренировки в кикбоксерсокм зале интересовали не сильно. Со временем на Алистара оказал влияние Бас Руттен, который тренировался в одном зале с братьями Оверимами, и на тот момент был одним самых сильных тяжеловесов планеты. Сделав первые шаги в кикбоксинге, младший Оверим отважился попробовать свои силы в смешанных единоборствах. За долгую и насыщенную карьеру Рим прошел сквозь огонь и воду, терпел неудачи и праздновал триумфальные победы, но что всегда было при нем - это его брутальные атаки коленями, на эти колени напарывались такие бойцы как Сергей Харитонов, Пол Буэнтэлло, Казуюки Фуджита и многие другие. Применять колени Оверим может в любой удобный для него момент - из клинча, в прыжке или даже в партере, а атаки всегда несут разрушающую мощь и не редко приводят к остановке поединка. По нашему мнению именно эти колени заслуженно занимают первую строчку нашего рейтинга.


1. Удары головой.

Голова не может быть использована как ударный инструмент при любых обстоятельствах. Запрещается любое нанесение ударов головой по голове или телу противника.

2. Давление на глаза.

Запрещается давить на глаза с помощью пальцев, подбородка, или локтей. Если боец касается глаз противника во время удара, это не считается давлением на глаза и является допустимой атакой.

3. Укусы и плевки в оппонента.

Укусы запрещены при любых обстоятельствах. Боец не должен забывать, что иногда рефери физически не способен заметить нарушение. В таком случае, прямая обязанность бойца - сообщить о том, что он был укушен оппонентом.

4. «Рыболовный крючок».

Любая попытка бойца использовать пальцы для взаимодействия со ртом, носом и ушами оппонента, оттягивая при этом кожу в противоположную сторону, попадает под категорию “Рыболовный крючок”.

5. Тянуть противника за волосы.

Запрещается тянуть противника за волосы в любой ситуации. Боец не имеет права держать противника за волосы для дополнительного контроля. Если у оппонента длинные волосы, боец не имеет права использовать их, как инструмент для удушения.

6. Бросок оппонента на канвас головой вниз («pile driver»).

Бросок оппонента, при котором он перевернут на 180 градусов, попадает под категорию “ pile-driving ”. Стоит отметить, что если боец попал в захват к оппоненту, и способен выбраться из него опрокинув противника, бойцу разрешается это сделать любым способом, потому как контроль находится в руках оппонента.

7. Удары по позвоночнику или затылку.

Позвоночник включает в себя копчик. Затылок определяется, как зона, начинающаяся с макушки и заканчивающаяся осевой линией головы с погрешностью в один дюйм. Также, закрыта для атак вся задняя часть шеи, а именно, от затылочного перехода до трапеции.

8. Любые удары по горлу.

Запрещены именно направленные удары, что подразумевает отталкивание головы оппонента для доступа к шейной зоне. Запрещено давить пальцами на шею или трахею оппонента с целью завершения боя сдачей. Если удар по горлу оппонента нанесен во время размена в стойке, он рассматривается, как легальный.


9. Пальцы, направленные в сторону лица или глаз оппонента.

Фолом признается выполненное в стойке, движение руки с расставленными пальцами, направленное в сторону лица или глаз оппонента. Обязанность рефери предотвратить это опасное поведение, сделав замечание бойцу. Спортсмены призваны либо сжимать кулаки, либо направлять пальцы четко вверх в подобных ситуациях.

10. Удары локтями, направленные вниз («12 – 6»).

Запрещается использование в бою прямых, направленных вниз, ударов локтями. Любая другая вариация ударов локтями допускается, если при этом изменяется угол нанесения атаки.

11. Удары в область паха.

Запрещены любые атаки в область паха, включая удары, захваты, выкручивания, или зажимы. Запрет распространяется как на мужские, так и на женские бои.


12. Удары ногами \ коленями по лежачему противнику.

Лежачим боец считается, если любая часть его тела кроме одной руки и подошв стоп касается пола. Чтобы находиться в «лежачей» позиции необходимо опустить на пол две ладони \ кулака, и \ или любую другую часть тела. В таком положении противника удары коленями и ногами в целом по нему не допускаются.

13. Наступать на лежачего оппонента.

Запрещаются атаки, нанесенные ступней сверху вниз по лежачему противнику. Подобные удары по ступням противника во время стойки допускаются. Как только противник переходит в позицию «лежачего», наступать на него запрещено.

14. Держаться за перчатки или шорты оппонента.

Бойцу не разрешено контролировать движения оппонента, держась за его перчатки или шорты. Держаться за свои перчатки и шорты допускается.

15. Держаться за клетку или канаты с помощью пальцев на руках или ногах.

Бойцу позволяется в любой момент класть ладони на стенки клетки для отталкивания от нее. Бойцу позволяется так класть руки и ступни на стенки клетки, чтобы пальцы проходили сквозь материал ограждений. Запрещается именно удерживание позиции за счет захвата ограждений пальцами рук или ног. Запрещается держаться за канаты ринга в любом виде. Запрещается намеренно переступать через канаты. Если боец пойман за вышеперечисленным, рефери в праве снять одно очко с виновника, если допущенное им нарушение влияет на поединок. Если в результате фола боец занял доминирующую позицию, рефери должен разнять бойцов и поместить их в нейтральную позицию.

16. Манипуляции с «мелкими» суставами.

Пальцы на руках и ногах относятся к «мелким» суставам. Запястья, лодыжки, колени, плечи и локти - к «крупным». Допускается брать противника только за ладонь или стопу, но не за отдельные пальцы.

17. Выбрасывание оппонента за пределы ринга или клетки.

Запрещается намеренно выбрасывать противника за пределы ринга или клетки.


18. Намеренное помещение пальцев в отверстия, рассечения, или другие раны на теле противника.

Запрещается класть пальцы в открытую рану в попытке увеличить рассечение. Запрещается класть пальцы в нос, уши, рот, или любое другое отверстие на теле оппонента.

19. Царапание, зажимы, выкручивание кожи оппонента.

Запрещаются любые атаки, царапающие, растягивающие или выкручивающие кожу оппонента.

20. Отсутствие активности (избежание контакта, регулярное сбрасывание капы, симулирование травмы).

Недостаток активности имеет место, если боец намеренно избегает контакта с оппонентом или убегает от него. Также, рефери имеет право наказать бойца, если тот уличен в симуляции травм, нарушений со стороны противника, или намеренно выплевывает капу, другими словами оттягивает продолжение поединка.

21. Оскорбление противника во время боя.

Оскорбление противника недопустимо во время поединка ММА. Задача рефери - определить, что из сказанного во время боя переходит допустимую черту. Бойцам разрешается разговаривать во время боя. Примерами недопустимого общения можно назвать унижения и критика расы противника.

22. Вопиющее игнорирование инструкций рефери.

Боец обязан соблюдать инструкции рефери при любых обстоятельствах. Любое отклонение в сторону может привести к дисквалификации или снятию очков с бойца.

23. Неспортивное поведение, приводящее к травме оппонента.

От каждого бойца ожидается, что он будет представлять спорт в позитивном свете, демонстрируя спортивный образ жизни и скромность. Любой атлет, пренебрегающий правилами спорта, и пытающийся причинить противнику лишний ущерб после окончания поединка, проявляет неспортивное поведение.

24. Атака оппонента после сигнала об окончании поединка.

Окончание поединка обозначается звуковым сигналом и вмешательством рефери. Как только рефери сигнализировал об окончании поединка, любые агрессивные действие бойца по отношению к оппоненту недопустимы.

25. Атака противника во время перерыва.

Боец не должен контактировал с оппонентом во время перерыва.

26. Атака оппонента, находящегося под защитой рефери.

Как только рефери сигнализировал о прекращении поединка и закрыл бойца, неспособного продолжить бой, его противник должен немедленно прекратить атаку.

27. Вмешательство со стороны угла бойца.

Недопустимым вмешательством считаются действия, каким либо образом прерывающие бой или дающие одному из бойцов несправедливое преимущество. Угловым запрещается отвлекать рефери или влиять на его действия любым образом.

Статью подготовил: Королев Андрей.

Требования к рингу или арене; использование видео-экранов

  1. В соответствии с правилами ММА соревнования или показательные выступления по смешанным боевым искусствам могут проводиться на ринге или арене.
  2. Согласно правилам MMA, ринг, используемый для проведения соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам, должен соответствовать следующим требованиям:
  3. Площадь ринга, ограниченная канатами, должна быть не менее площади квадрата со стороной 20 футов и не более площади квадрата со стороной 32 фута, по внутренней стороне канатов;
    1. Пол ринга должен выходить за канаты не менее, чем на 18 дюймов с каждой стороны. Пол ринга должен иметь настил из пены «Энсолайт» или другой аналогичной пены с закрытыми ячейками. Минимальная толщина слоя пены 1 дюйм. Настил должен выходить за канаты ринга и за края площадки. Поверх него должно быть туго натянуто и закреплено шнурами покрытие из брезента, крепкого холста или другого подходящего материала. Нельзя использовать материал, собирающийся в кучу или в складки.
    2. Помост ринга не должна возвышаться более чем на 4 фута над уровнем пола и должен быть оборудован специальными лестницами, используемыми бойцами.
    3. Боковые стойки ринга должны быть изготовлены из металла диаметром не более 3 дюймов, высота стоек над поверхностью ринга - минимум 58 дюймов. Боковые стойки должны быть защищены специальным покрытием, утвержденным Атлетической Комиссией. Боковые стойки ринга должны располагаться на расстоянии минимум 18 дюймов от канатов ринга.
    4. По каждой стороне ринга должно быть пять рядов канатов диаметром не менее 1 дюйма, покрытых мягким материалом. Расстояние от поверхности ринга до нижнего каната – 12 дюймов.
    5. На поверхности ринга не должно быть никаких посторонних предметов.
  4. Согласно правилам ММА, арена, используемая для проведения соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам, должна соответствовать следующим требованиям:
    1. Арена должна быть круглой или иметь минимум шесть равных сторон. Ширина арены должна быть не менее 20 и не более 32 футов.
    2. Пол арены должен иметь настил из пены «Энсолайт» или другой аналогичной пены с закрытыми ячейками, минимальная толщина слоя пены 1 дюйм. Поверх настила должно быть туго натянуто и закреплено шнурами покрытие из брезента, крепкого холста или другого подходящего материала. Нельзя использовать материал, собирающийся в кучу или в складки.
    3. Площадка арены не должна возвышаться более чем на 4 фута над уровнем пола и должна быть оборудована специальными лестницами, используемыми бойцами.
    4. Стойки ограждения должны быть изготовлены из металла диаметром не более 6 дюймов, высота стоек над поверхностью арены – 5-7 футов. Стойки ограждения должны быть защищены специальным покрытием, утвержденным Комиссией.
    5. Используемое ограждение арены должно быть изготовлено из материала, предотвращающего падение бойцов за пределы арены, на пол под ареной или на зрителей, в частности, ограждение из проволочной сетки, покрытой винилом.
    6. Металлические части арены должны быть защищены специальными покрытиями, утвержденными Атлетической Комиссией, и не должны быть опасны для бойцов.
    7. Арена должна иметь два входа.
    8. На ограждении, окружающем арену, на которой должны проводиться соревнования, не должно быть посторонних предметов.
  5. Организатор соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам должен оборудовать место проведения боев минимум двумя видео-экранами, позволяющими следить за событиями на ринге или арене.

Продолжительность поединка

Правила ММА закрепляют следующую продолжительность поединков:

  1. «Нечемпионские» соревнования и показательные выступления по смешанным боевым искусствам длятся не более трех раундов.
  2. Чемпионские (титульные) соревнования по смешанным боевым искусствам, иные соревнования по смешанным боевым искусствам или показательные выступления, рассматриваемые надзорными органами как специальное мероприятие, длятся не более пяти раундов.
  3. Продолжительность раунда на соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам не должна превышать 5 минут. Продолжительность отдыха между раундами на соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам составляет 1 минуту.

(вступило в силу 31.08.2001; изменении внесены 27.10.2009)

Правила MMAрегламентируют разделение спортсменов по следующим весовым категориям:

    Существующие весовые категории спортсменов, участвующих в соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам, и вес для каждой категории, указаны ниже:

    Наилегчайший вес
    Flyweight до 125 фунтов .

    Легчайший вес
    Bantamweight от 125 до 135 фунтов

    Полулегкий вес
    Featherweight от 135 до 145 фунтов

    Легкий вес
    Lightweight от 145 до 155 фунтов

    Полусредний вес
    Welterweight от 155 до 170 фунтов

    Средний вес
    Middleweight от 170 до 185 фунтов

    Полутяжелый вес
    Light Heavyweight от 185 до 205 фунтов

    Тяжелый вес
    Heavyweight от 205 до 265 фунтов

    Супертяжелый вес
    Super Heavyweight более 265 фунтов

    Примечание . В некоторых организациях ММА весовые категории до 145 фунтов и свыше 265 фунтов отсутствуют.

  1. После официального взвешивания перед состязанием, в случае перевеса, вес, сброшенный спортсменами, участвующими в соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам, не должен превышать 2 фунта.
  2. Сброс веса, указанного в предыдущем пункте, должен произойти не позже, чем через час после первоначального взвешивания.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 04.12.2007)

Одежда спортсменов

Спортсмены, принимающие участие в соревнованиях или показательных выступлениях:

  1. Должны быть одеты в шорты, утвержденные правилами ММА
  2. Во время соревнований на ногах участников не должно быть обуви или иных материалов, покрывающих ступни.

(вступило в силу 31.08.2001)

Методика судейства

  1. В соответствии с правилами MMA каждый судья соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам должен оценивать соревнование или показательное выступление и определить победителя, используя следующую систему:
    1. Лучший боец раунда получает 10 баллов, а его соперник - соответственно меньше.
    2. Если раунд проходил на равных, каждый боец получает по 10 баллов.
    3. Нельзя присуждать дробные баллы.
    4. Баллы за каждый раунд присуждаются сразу после окончания раунда.
  2. После окончания соревнований или показательных выступлений комментатор забирает карточки с выставленными судьями баллами со стола Атлетической Комиссии.
  3. Решение выносится большинством голосов. Если большинство не достигнуто, присуждается ничья.
  4. После того как представитель комиссии проверил баллы, он или она сообщает решение комментатору. Комментатор сообщает решение аудитории через акустическую систему.

(вступило в силу 31.08.2001)

Нарушение правил ММА (фолы): снятие баллов

  1. 1. Если спортсмен во время соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам нарушает правила в отношении своего соперника, рефери может наказать его или ее, сняв его или ее баллы, независимо от того, было нарушение намеренным или нет. Если иное не указано, рефери в каждом отдельном случае может определить количество снимаемых баллов с учетом тяжести нарушения и степени ущерба, нанесенного сопернику.
  2. 2. Если рефери примет решение о необходимости снятия балла или баллов в связи с нарушением правил, он или она должен(-на) сообщить нарушившему о назначенном наказании.
  3. 3. Как только представится возможным, после нарушения правил, судья должен сообщить судьям и обоим спортсменам количество баллов, снимаемых со счета нарушившего.
  4. 4. Балл или баллы, снимаемые за нарушение, снимаются в раунде, в котором произошло данное нарушение, и не могут быть сняты в последующих раундах.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 03.12.2003)

Нарушение правил ММА: непреднамеренные

  1. Если соревнования или показательные выступления по боевым искусствам остановлены в связи с тем, что правила были нарушены непреднамеренно, рефери определяет, может ли спортсмен, в отношении которого были нарушены правила, продолжать поединок. Если, в результате нарушения, шансы спортсмена на победу не подверглись серьезной опасности и если нарушение не включало удара в голову спортсмена, в отношении которого были нарушены правила, рефери может распорядиться продолжить соревнования или показательные выступления после восстановительной паузы продолжительностью не более 5 минут. Сразу после того, как спортсмены разойдутся, рефери должен сообщить представителю Комиссии о том, было ли нарушение непреднамеренным.
  2. Если рефери установит, что соревнования или показательные выступления по смешанным боевым искусствам не могут быть продолжены из-за травмы, полученной вследствие непреднамеренного нарушения правил MMA, соревнования или показательные выступления объявляются несостоявшимися, если нарушение правил произошло:
    1. Во время первых двух раундов соревнований или показательных выступлений, состоящих из трех или менее раундов; или
    2. Во время первых трех раундов соревнований или показательных выступлений, состоящих из более трех раундов.
  3. Если вследствие непреднамеренного нарушения правил спортсмен не может продолжить участие в соревнованиях или показательных выступлениях после:
    1. завершения второго раунда соревнований или показательных выступлений, состоящих из трех или менее раундов; или
    2. завершения третьего раунда соревнований или показательных выступлений, состоящих из более трех раундов, исход поединка определяется подсчетом баллов за завершенные раунды и раунд, во время которого рефери остановил соревнования или показательные выступления.
  4. Если в последующем, в результате нанесения разрешенного удара, травма, полученная вследствие нарушения правил, усугубляется, и рефери останавливает соревнования или показательные выступления, исход поединка определяется подсчетом очков за завершенные раунды и раунд, в котором рефери остановил соревнование или выступления.

(вступило в силу 31.08.2001; 03.12.2003; 04.12.2007)

Исход матча

Согласно правилам MMA, состязания по смешанным боевым искусствам могут закончиться следующим образом:

  1. Добровольная сдача:
    1. Физическая сдача (постукивание по настилу или телу соперника).
    2. Словесная сдача.
  2. Нокаут (КО): в результате разрешенного удара спортсмен находится в бессознательном состоянии и не может продолжать поединок.
  3. Технический нокаут (ТКО):
    1. Рефери останавливает поединок.
    2. Врач останавливает поединок.
    3. Секунданты бойца (угол) останавливают поединок.
  4. Решение на основании подсчета баллов, в частности:
    1. Единогласное решение.
    2. Неединогласное (раздельное) решение.
    3. Решение большинства.
    4. Ничья, в частности:
      1. Единогласная ничья.
      2. Ничья решением большинства.
      3. Раздельная ничья.
  5. Техническое решение.
  6. Техническая ничья.
  7. Дисквалификация.
  8. Отмена.
  9. Признание боя несостоявшимся.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 04.12.2007)

Примечание

Трое судей отдают раунд одному из бойцов, оценивая в совокупности эффективность их действий в ринге, таких, как:

  1. Нанесение ударов
  2. Грепплинг (любые борцовские действия и применение болевых и удушающих приемов)
  3. Агрессия
  4. Контроль площади ринга (арены)

Запрещенные действия

Приведенный ниже список действий перечисляет те, которые считаются нарушениями правил при проведении выставочных матчей или соревнований по смешанным боевым искусствам:

  1. Запрещены удары головой.
  2. Запрещены любые виды атак на глаза.
  3. Запрещается кусать противника.
  4. Запрещается держать, вырывать и дергать противника за волосы.
  5. Запрещаются любые попытки разодрать пальцами анатомические отверстия соперника (например – попытка порвать рот).
  6. Запрещены любые проникания пальцами в анатомические отверстия, а так же в рассечения и раны противника.
  7. Запрещены любые виды атак паховой области.
  8. Запрещены болевые приёмы на малые суставы противника, такие как пальцы рук или ног.
  9. Запрещаются любые удары по затылку или позвоночнику.
  10. Запрещается удар сверху вниз острием локтя.
  11. Запрещены любые удары в горло, а также захват трахеи.
  12. Запрещены царапания, щипания, выкручивания плоти.
  13. Запрещен захват ключицы.
  14. Запрещены удары ногами в голову лежачего противника (противник считается лежачим, если касается любой третьей точкой пола).
  15. Запрещены удары коленями в голову лежачего соперника (см.предыдущий пункт).
  16. Запрещено топтание лежачего противника (удар подошвой ноги).
  17. Запрещены удары пяткой в область почек.
  18. Запрещается втыкать противника в канвас вниз головой или на шею (примечание к данному пункту смотрите в конце списка).
  19. Запрещается выбрасывать противника за пределы клетки или ринга.
  20. Запрещается захват шорт или перчаток противника.
  21. Запрещены плевки в противника.
  22. Запрещены любые виды неспортивного поведения, влекущие за собой травму противника.
  23. Запрещены захваты и удержания за клетку или канаты.
  24. Запрещены любые виды оскорблений в клетке или ринге.
  25. Запрещено нападение на противника во время перерыва.
  26. Запрещено нападение на противника, с которым говорит или которого осматривает рефери.
  27. Запрещено нападение на противника после окончания боя.
  28. Запрещено явное пренебрежение инструкциям рефери.
  29. Запрещается уклоняться от боя, в том числе - избегать контакта с противником, умышленно или многократно выплевывать капу, симулировать травму.
  30. Запрещено вмешательство угла.
  31. Запрещается выбрасывание полотенца во время поединка.

(вступило в силу 8-31-2001; изменения внесены 10-27-2009)

Примечание

На UFC 111 произошел случай, когда боец Курт Пеллегрино, находящийся на фотографии снизу, резко распрямился и движением корпуса вниз воткнул противника, Фабрисио Камоеса, захватившего его шею, в канвас. Атлетическая комиссия по этому поводу пояснила, что выполненный приём, согласно правилам ММА считается легальным, и уточнила, что под запрет попадают те ситуации, где боец, контролирует положение тела противника, и, приведя его в вертикальное положение вниз головой ногами вверх, с силой втыкает его в канвас головой. В ситуации на рассматриваемой фотографии, Курт Пеллегрино не имел контроля над положением тела противника, а значит, не нарушал правила MMA, а соперник, в свою очередь, имел возможность для избежания удара о канвас головой.

Перед поединком одного из самых изобретательных бойцов ММА Лиото Мачиды и подающего надежды изобретателя Гегарда Мусаси сайт высматривает в гигабайтах записей боев моменты, которые вам захочется пересматривать снова и снова.

Лиото Мачида – Рэнди Кутюр. Фронткик

Это был бой Мачиды, которому некуда отступать, с Кутюром, которому, в общем, и самому уже давно отступить хотелось. Наверное, более удобного соперника для креативного бразильца и придумать было нельзя.

Гегард Мусаси – Роналдо Соуза. Апкик

Чего-то подобного мы и ждем от Мусаси в предстоящем бою. Это не значит, что Мачида полетит добивать не то кулаком, не то подбородком, это значит, что Мусаси должен подтвердить статус одного из самых всесторонне развитых бойцов. Когда-то нам казалось, что с него получится конкурент Джону Джонсу, пока Мусаси – это редкие бои и невыразительная победа над Латифи.

Джуниор Дос Сантос – Марк Хант. Вертушка

Не самый бьющий ногами боец Джуниор Дос Сантос с трудом закрутил 110 килограммовое тело. До сих пор кажется, что тот удар получился не идеальным по технике – Хант получил по голове не то икрой, не то сухожилием, но мы потому и любим ММА, что эффект стоит над техникой.

Рио Чонан – Андерсон Силва. Болевой прием на ногу

Этот прием все видели 5000 раз, но теперь на него можно взглянуть по-новому. Теперь можно сказать, что ноги Андерсона Силвы – это его ахиллесова пята (извинения за анатомическую тавтологию). Свои главные поражения в карьере он терпел из-за них. Случай с Чонаном и второй бой с Уайдманом, в подтверждение. Хотя можно узнать, откуда росли ноги и первого в карьере нокаута.

Андерсон Силва – Тони Фрайклэнд. Удар локтем

Когда с ногами было все в порядке, остальные части тела Андерсона тоже работали в высшей степени хорошо. Будучи одним из самых разносторонних и координированных бойцов, он мог нокаутировать людей даже так. Тайминг и владение телом феноменальные.

Энтони Петтис – Бенсон Хендерсон. Удар ногой с использование октагона

Энтони Петтис – человек, которого слишком мало для его потенциала техники и прозвища. Энтони «Шоутайм» умеет делать влюбляющие бои и соперников с удивленным выражением лица. Для него в октагоне действительно не существует «можно» и «нельзя».

Трэвис Браун – Стефан Штруве. Супермэнпанч

Живой пример переоцененного поражения – бой Брауна с Антонио Силвой. Несмотря на то, что в ММА все меняется довольно быстро, нокаут в бою с бразильцем мог стать следствием еще нескольких причин кроме собственно невнимательности Брауна. Сейчас американец убедительно отвоевывает потерянные позиции и выглядит также хорошо, как и в бою со Штруве.

Мирко Филипович – Игорь Вовчанчин. Хайкик

Можно найти довольно много нокаутов хайкиками, но этот будет для каждого из них нулевым меридианом. Во-первых, известность исполнителя, во-вторых, идеальное исполнение, в-третьих, – эффект.

Пабло Граза – Ив Жабин. Удушение треугольником

Когда речь идет об эффектных приемах ударная техника выглядит предпочтительнее умения душить людей и ломать конечности. Пабло Граза показал, что есть исключение из этого правила.

Рустам Хабилов – Винс Питчел. Суплекс

«Меня спрашивали, буду ли я делать этот прием… говорили, что надо его сделать» рассказывал Рустам Хабилов об одном из самых эффектных дебютов в истории UFC. Это было его дебют. Прошло два года, и теперь, дождавшись пока Нурмагомедов определится с соперником, Хабилова вызывает Бенсон Хендерсон, экс-чемпион UFC в легком весе.

Александр Сарнавский – Виктор Куку. Бэкфист

Ох, как тогда было волнительно за Сарнавского: модный голландский ударник против простого парня из Омска, который перед тренировкой разминался, протирая настил ринга от строительной пыли – в его зале полным ходом шел ремонт. В бою Сарнавский отправил протирать ринг Куку.

Брайан Роджерс – Витор Виана. Удар коленом в прыжке

Два бывших соперника Александра Шлеменко выясняли, кто сильнее. После боя с россиянином Роджерс жаловался, что Шлеменко хватал его за волосы, Виана во время боя позволял Шлеменко танцевать (!) в октагоне. Вывод!? Без волос Роджерсу лучше.

Куинтон Джексон – Риккардо Арона. Слэм

Давайте так: вы знаете, кто такой Казуюки Фуджита, Марк Колман и Кэвин Рэндлман? Если знаете, можете не смотреть следующий фрагмент: вы его видели. Вы в принципе видели все, что нужно.

Тоби Имада – Хорхе Масвидаль. Удушение треугольником

Плохой парень с улиц Хорхе Масвидаль дерется отчаянно, но иногда без головы. В том бою он не только дрался без нее, но мог бы и лишиться довольно важной части тела насовсем.

В данной статье будут описаны основные удары, применяемые большинством бойцов смешанных единоборств (ММА). Как известно, в правилах ММА четко не определено какие удары может использовать боец в ходе боя. Ведь изначально существовали «Бои без правил», где дрались бойцы совершенно разных стилей. Там бились и боксеры и каратисты, борцы и другие. Но со временем этот спорт набирал обороты и в ходе многолетней практики и реальных боёв из всех арсеналов различных боевых искусств стали выделятся наиболее универсальные и эффективные техники.
Поэтому удары руками, которые будут описанные ниже, не являются единственными возможными в ММА, но являются наиболее эффективными.
Ударная техника руками в ММА представляет собой симбиоз (смесь) бокса, кикбоксинга и тайского бокса.

1. Джэб (Jab) - в России такой удар называют «Прямой удар левой рукой» или просто «Прямой левой». Классический и самый часто наносимый удар бокса. Прямой левой в виду физиологических ограничений не является сильным ударом, но этот удар обладает довольно высокой скоростью, поэтому чаще всего применятся для тактических и технических комбинаций.




























2. Кросс (Cross) - «Прямой удар правой рукой» или «Прямой правой». Тоже техника бокса. Очень сильный удар и, как правило, при точном и резком попадании в челюсть отправляет противника в нокаут. В большинстве комбинаций этот удар «конечный» и в него вкладывается максимальная сила.





























3. Хук (Hook) - «Боковой удар левой (и правой)». Классическая техника бокса. При должном умении и поставленной технике этот удар обладает большой силой и способен отправить противника в нокаут (или нокдаун). Этот удар очень эффективен в комбинации. Связано это с тем, что одиночный боковой удар очень легко заметить, и, стало быть, от него легко можно защититься. Боковй удар особенно эффективен, когда противник защищается подставкой рук от прямых ударов. Выставляя руки перед собой, защищая лицо от прямого удара, у противника остается открытой (по бокам) голова и корпус, что позволяет вам качественно применить боковой удар.





























4. Апперкот (Uppercut) - «Удар левой (правой) снизу». Классика бокса. Апперкот не обладает такой силой удара, как прямой и боковой, но при этом нередки случаи, когда после этого удара противник отправлялся в нокаут. Этот удар очень эффективен, но, как правило, только на короткой дистанции. К тому же от апперкота довольно сложно защититься, особенно, когда он наносится в быстрой комбинации.






























5. Бэкфист (Backfist) - в России чаще всего этот удар тоже называют «Бэкфист», но иногда его также именуют «Раскручивающийся удар». Этот удар пришел в ММА из кикбоксинга. А в кикбоксинг этот удар, по легенде, пришел из каратэ. Крайне мощный удар. Часто этот удар является неожиданным, ввиду того, что крайне редко применяется спортсменами и защиты против него часто не наработаны. Но при всех своих плюсах этот удар технически очень сложный. Когда спортсмен наносит этот удар, то поворот его корпуса вокруг своей оси достигает 360 градусов и в определенный момент спортсмен даже не видит своего противника. Поэтому «достать» этим ударом противника и точно попасть в нужную точку очень проблематично. Однако, при всей сложности, некоторые спортсмены очень успешно применяют этот удар (например, Александр Шлеменко).






























6. Хаммерфист (Hammerfist) - так и называют «Хаммерфист» (hammer в переводе на русский язык «молоток»). Доподлинно неизвестно откуда пришел этот удар, но в теории такие удары часто применяются в каратэ. Хаммерфист наносится рукой либо сверху вниз, либо сбоку и практически всегда в голову. Этот удар не применятся в стойке, чаще всего его используют в партере. При должном умении этим ударом можно отправить противника в нокаут. Данный удар часто использовал легендарный Федор Емельяненко.

















7. Элбоу (Elbow) - мы его называем «Удар локтем». Является классикой тайского бокса. Очень мощный удар, при резком попадании в голову отправляет противника в нокаут (нокдаун). То место, которым мы наносим данный удар, обладает высокой жесткостью и специфичной формой. Поэтому практически каждый удачно нанесенный удар локтем по лицу приводит к рассечению кожи на лице. Из-за этого в боксе удар локтем - является запрещенным приёмом и применяется, как правило, «грязными» боксерами с целью рассечь кожу на лице противника. Однако, в ММА этот удар не является запрещенным и успешно применяется многими бойцами как в стойке так и в партере.