Уницикл (моноцикл) — одноколесный велосипед. Изготовление уницикла своими руками Как сделать одноколесный велосипед в домашних условиях

Одноколесный велосипед или уницикл, появился на просторах отечественного рынка сравнительно недавно. Это настоящий младший брат стандартного двухколесного агрегата. Его отличительной чертой является наличие всего лишь одного колеса и полное отсутствие рулевой части. Чем примечателен одноколесный велосипед, и какие его разновидности известны человечеству?

Что лежит в основе уницикла

Уницикл покоряет своим неповторимым внешним видом. Человек, впервые увидевший данное инженерное творение с трудом представляет, как им можно управлять. В голове возникает масса сложных ассоциаций и алгоритмов действий. На самом деле, велосипед с одним колесом отличается простой и понятной конструкцией. В его основе лежат следующие элементы:

  • механизм управления (педали);
  • кареточный механизм;
  • регулируемая стойка (в простонародье обыкновенная рама);
  • сиденье для удобного передвижения.

Это классическое строение одноколесного велосипеда. Конструкция не оснащена механизмом торможения, приводной цепью и рулевой частью. Передвижение на нестандартном агрегате основано на постоянном кручении педалей и держании равновесия. Ранее велосипеды данного типа широко применялись циркачами, для выполнения трюков различной сложности. На сегодняшний день освоить езду на необычном виде транспорта способен каждый желающий человек.

В некоторых модернизированных моделях одноколесных велосипедов встроены дополнительные элементы. К их числу относят:

  • крыло (позволяет блокировать брызги грязи);
  • багажник;
  • система освещения (фонари);
  • светоотражатели;
  • звуковой сигнал.

Наличие дополнительных опций значительно оптимизирует и облегчает процесс передвижения. Светоотражатели, фонари и звуковой сигнал отвечают за безопасность человека.

В «прокачанных» моделях можно встретить вынос и тормоз. Вынос представляет собой рычаг, располагающийся под седлом. Его основной задачей является создание дополнительной точки опоры во время передвижения. Наличие выноса облегчает процесс езды и позволяет человеку беспрепятственно преодолевать длительные расстояния.

Тормоз – незаменимая часть любого транспортного средства. Система торможения крепится под седлом. Важно: примечательно, что система торможения установлена исключительно в моделях с выносом. В противном случае тормоз просто некуда прикрепить.

Основные разновидности моноцикла

Одноколесные велосипеды бывают разных типов. Они отличаются по своему строению, комплектации и назначению. Так, стандартные моноциклы используют для фристайла, триала, передвижения в горной местности и по классическому дорожному покрытию.

Уницикл предназначенный для фристайла применяется для выполнения трюков различной сложности. В основе конструкции лежит одно колесо, узкое седло и вилка с квадратным верхом. Это необычное строение позволяет каскадеру беспрепятственно выполнять трюки.

Велосипед для триала отличается высокой прочностью и надежностью. Конструкция способна выдержать мощную нагрузку и не сломаться под человеком во время выполнения сложных прыжков. Стандартный диаметр колеса в прочном моноцикле равен 19 или 20 дюймам.

Унициклы горного типа предназначены для передвижения в условиях полного бездорожья. В их основе лежит прочное колесо, диаметров 24 или 26 дюймов. Внушительные габариты позволяют беспрепятственно преодолевать длительные расстояния, передвигаясь по корням деревьям, камням и многочисленным склонам. Для повышения уровня безопасности, каждый велосипед горного типа оснащен специализированной тормозной системой.

Дорожные типы моноциклов предназначены для езды в условиях городских дорог. Диаметр колеса варьируется от 26 до 36 дюймов. Большие колеса оптимизируют процесс передвижения и делают его более комфортным.

Существуют и другие разновидности унициклов, в частности жираф (высота конструкции достигает 3 метров), кенгуру (педали расположены в одну сторону), ультимейт (конструкция без седла и рамы) и многие другие. Подобрать оптимальный тип нестандартного транспортного средства не сложно, главное определиться с его назначением и выбрать модель согласно личным предпочтениям.

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:

  • колесо;
  • педали;
  • приводной кареточный механизм;
  • «рама» – регулируемая стойка;
  • сиденье.

Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.

Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:

  • моноцикл с рулевым управлением;
  • одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
  • комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
  • с цепной передачей;
  • электрический одноколесный велосипед.

Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.

Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.

История интроциклов зародилась еще в 19 веке (конструктор – Льюис Харпер)

Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).


Электрический одноколесный велосипед – мотор-колесо с подножками

На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:

Размер колеса, дюймы Средний темп, км/ч Высокий темп, км/ч
20 6,4 13
24 8 16
29 12 24
36 17,6 35

Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.

Стили езды и виды спорта на унициклах

Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:

  1. Триал – преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования – прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
  2. Фристайл – исполнение на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи – все это выглядит захватывающе!
  3. OffRoad monocycle – преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
  4. Туризм – еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км – вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
  5. Стрит – наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе. Моноцикл – пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.


Шоссейник с одним колесом, узким рулем и тормозами

Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:

  • хоккей,
  • баскетбол,
  • поло.

Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран – Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.


Хоккейное соревнование на моно-байках

Баскетбол на велосипедах – игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы – Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.

Униполо – новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.

Учимся ездить на одноколесном велосипеде

Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.

Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.

Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий:
1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора – перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома. Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.

2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.

Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.

3. Повороты – неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро – в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.

4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно – скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.

Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:

  • специальный велошлем для защиты головы;
  • наколенники и наклокотники;
  • легкая обувь, которая хорошо сцепливается с педалями;
  • на моделях с шипованными педалями желательна защита голени;
  • перчатки: защитят от ссадин при падениях на скорости.

И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:

  • вес моно-байка укладывается в 1/3 от веса двухколесного;
  • удобно хранить, переносить и перевозить в общественном транспорте;
  • менее травмоопасен в случае падений;
  • безопасен для окружающих;
  • лучшая маневренность.

От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:


Велосипед минус переднее колесо, ромб и руль = уницикл

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе:
1. Полностью освободить раму: , колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.


Из этого собирается уницикл

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо .

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.


Сварной шов проверить обязательно

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике – рама должна остаться прямой и без трещинок!

Заключение

Велосипед с одним колесом – удобная и оригинальная альтернатива обычному байку. Он непременно подарит те же полноценные ощущения от поездок, привлечет внимание со стороны и неплохо натренирует внимательность. И, в отличие от обычного велосипеда, его намного проще собрать самостоятельно.

Вообще, по части физической нагрузки я пока не вижу конкурента унициклу. Велосипед — нагрузка меньше. Бег — близко, но, лично мне бегать неинтересно, и в жизни я бы не набегал столько, сколько накатал на уницикле. Разного рода тренажеры и прочие платные вещи не рассматриваем.

Уницикл как транспортное средство. Да, да, уницикл хорош тем, что на нем можно тренироваться и одновременно куда-то двигаться. Причем, это можно делать начиная с довольно раннего уровня владения навыком. Средняя скорость будет поначалу выходить чуть ниже скорости пешехода, но вскоре она с ней сравняется, а потом станет выше в разы. Сейчас средняя скорость движения на уницикле у меня составляет около 9 км/ч с учетом периодических проводок пешком на перекрестках и в сложных местах.

Таким образом, я могу сказать, что именно на тренировку, не совмещенную с другой полезной деятельностью, я затратил за все эти месяцы достаточно мало времени, т.к. бОльшую часть пройденных на уницикле километров я прошел по дороге куда-либо. Фактически, улучшение навыка явилось бонусом к преодолению расстояния до целевой точки.

Об эпатаже, привлечении внимания и новых знакомых. Ну, здесь вопрос личных предпочтений. Некоторые люди со мной не согласятся, т.к. считают ненормальным делать что-то, выделяющееся из общего тренда, а если даже допускают, то считают, что это надо делать, не привлекая внимания. Ну, что ж, им путь на уницикл заказан, т.к. невозможно проехать на нем по улице, не собирая на себя взгляды абсолютно всех прохожих.

Лично мне это нравится по ряду причин. Во-первых, наблюдать за реакцией людей мне интересно. Во-вторых, по этой реакции можно вычленить единомышленников и интересующихся. Есть хороший шанс найти в их числе тех, с кем ты на одной волне.

Свежий пример: сегодня меня остановил парень, который, как выяснилось, тоже обладает унициклом. Обменялись контактами.

Как я учился кататься на уницикле

Я не буду пытаться написать всеобъемлющее руководство по обучению, просто опишу мой вполне позитивный опыт.

Начало

Мучительные попытки сесть на одноколесного коня и хотя бы чуть-чуть подвигаться вдоль стены, не заваливаясь ни в одну из четырех сторон. Именно здесь, в самом начале, начинает преследовать мысль, что научиться ездить на этой штуке невозможно, и не лучше ли бросить дурацкую затею?

В ходе безуспешных попыток поехать выявилось два способа обучения:

  • езда по стенке;
  • езда с палками.

Разницы по эффективности между этими способами нет.

Езда по стенке плоха тем, что привязывает тебя к местам, где подходящая по качеству дорога идет рядом со стеной или забором. Далеко не везде есть такие места.


Езда с опорой на палки освобождает от необходимости искать опору. С ними, в принципе, можно проехать достаточно большие расстояния, еще не обладая навыком свободного катания, а будучи способным преодолеть без остановки от силы 5-10 метров.

Стеночный и палочный методы лучше чередовать, чтобы не возникало привыкания к какому-то одному из них.

Так я и катался. Сначала получилось сделать один-два оборота педалей без опоры, потом стали случаться “проблески”, во время которых я пролетал две-три секции забора. И вот, в один прекрасный момент, я вдруг проехал весь забор, ни разу к нему не прикоснувшись. И это была победа.

Тут-то и обнаружилось такое явление как…

Эффект забора

Суть эффекта состоит в том, что уже научившись более-менее сносно кататься без опоры, я продолжал мысленно тяготеть к забору, не будучи в состоянии отъехать от него дальше. Стоило мне оказаться от прутьев ограды на расстоянии, превышающем длину моей руки, вся уверенность куда-то пропадала, и я спрыгивал.

Аналогичная ситуация возникала при достижении конца забора. Вот, казалось бы, я совершенно нормально ровно еду, ничего не касаясь руками. Прутья ограды мелькают справа от меня… и вдруг забор заворачивает под прямым углом, а я оказываюсь на пустом асфальтированном пространстве. Результат — моментальная потеря устойчивости и падение.

Эффект забора и сейчас иногда тяготеет надо мной, когда я стартую от какой-нибудь стены. Теперь он уже не приводит к падениям, но вот эта мысленная привязка: тело какое-то время сохраняет легкий наклон, а рука так и хочет еще разочек оттолкнутья, хотя, на самом деле, система уже вышла на стабильный режим и ни в какой поддержке извне не нуждается.

Похожее явление наблюдается и в отношении палок. Много раз ловил себя на том, что, имея их в руках, я пытаюсь опираться при любом удобном случае, в том числе, и когда в этом нет никакой необходимости.

Эффект чужого уницикла

Этот момент стал переломной точкой в моем обучении: из Москвы приехал мой друг ДенисАнатолич, тот самый, с чьей подачи я когда-то купил уницикл. Приехал он со своим унициклом. Маленьким, с 20-дюймовым колесом (мое — 24-дюймовое).

Разумеется, первым делом я попробовал покататься на чужой машине. Невероятно неудобно! Ноги бешено крутят педали, словно впустую, стартануть от стены получается только с 5-й попытки, короче, ужас.

Примерно такие же чувства испытывал ДенисАнатолич, пытаясь освоить мой уницикл.

Мы уперто протаскались с унициклами весь день, гуляя с ними и ходя по гостям. Немного освоились с чуждой техникой, и ДенисАнатолич уехал обратно в Москву.

Какое же невероятное наслаждение я испытал на следующий день, сев на свой 24-дюймовый уницикл! Сел и поехал с какой-то особенной легкостью. Я всем организмом ощущал, что катаюсь гораздо лучше, чем позавчера. Увереннее, спокойнее, с меньшими энерготратами и почти не виляя. Это действительно был качественный скачок.

Так что, друзья, тестирование чужих унициклов — дело чрезвычайно полезное.

Положение вещей на конец апреля 2014

Итак, с момента возвращения ко мне уницикла прошел примерно месяц, посмотрим, чему я научился.

  • стартовать от любой опоры, в т.ч. и на неровном или мягком грунте;
  • почти неограниченно двигаться по ровной дороге (как быстро, так и в прогулочном темпе);
  • преодолевать небольшие препятствия, не требующие подпрыгивания (канавки водостоков, крышки люков, низенькие бордюры);
  • поворачивать под углами от 90 градусов (стабильно);
  • поворачивать под острыми углами и разворачиваться (пока не отработано).

Иногда возникает странная проблема со стартом: нападает какой-то ступор, при котором я словно напрочь забываю все навыки. Раз за разом пытаюсь отъехать от какой-нибудь опоры, и падаю, падаю (см. видео, предупреждаю: ненормативная лексика присутствует! )

Спустя сколько-то попыток либо после смены опоры, это проходит. В чем причина — непонятно.

В целом, процесс катания на уницикле доставляет мне колоссальное удовольствие. Возвращаясь домой откуда-то я, зачастую, проезжаю еще квартал-другой чисто ради того, чтобы покататься.

Вот как-то даже заехал на такое мероприятие, как «Библионочь 2014», где получил легальную возможность покататься по залам библиотеки им. Пушкина.

О приобретении уницикла

Нужен ли мне уницикл? — Да, нужен, если такой вопрос, вообще, возник. Если вы уже катаетесь на роликах/скейтборде/BMX-е, занимаетесь фаер-шоу или жонглированием и не задаетесь вопросом “а зачем оно мне?”, то уницикл вам просто необходим.

Сколько стоит уницикл? — Диапазон цен очень широк, но нижняя его граница проходит по сумме где-то в 3-4 тыс. руб. В общем, как раз, как половинка велосипеда. К сожалению, покупая некий непонятный Нонейм, вы рискуете попасть в ту же ситуацию, что и я в начале этой статьи. Если посчитать мои затраты на бывший в употреблении уницикл (3000) плюс замену обоих шатунов (700) и втулки (1700), то мы получим, что он обошелся мне в 5400 рублей. За такую сумму можно было бы купить новый. Это мы еще не посчитали замену педалей, т.к. они у меня в хозяйстве имелись, а так это бы добавило еще рублей 600 и вывело итоговую цену на рубеж 6000 рублей.

Где купить уницикл? — В глухой провинции — нигде, по крайней мере, на данный момент. Придется за ним ехать или заказывать из столиц.

Какой диаметр колеса брать? — Я, будучи образцовым куликом, который свое болото хвалит, конечно же, рекомендую 24 дюйма. По слухам, учиться на 20-дюймовом колесе проще. Но, если вы планируете использовать уницикл не только как спортивный снаряд, а и как транспортное средство, то 24 дюйма — это минимум. Лично мне при движении по прямой этого катастрофически не хватает. Если основной упор будет делаться на трюки, то, да, 20 дюймов — подходящий размер. Я вот, например, собираюсь приобрести уницикл с еще большим диаметром колеса — 26 или 28 дюймов.

Что нужно иметь в дополнение к унициклу? — Здесь, как правило, рекомендуют какую-нибудь защиту. Ну, что ж, береженого Бог бережет, поэтому оспаривать не буду. Один раз я сильно ударился коленкой, и будь на мне наколенник, этого бы не произошло. Так что, шлем и наколенники лишними не будут. Говорю чисто теоретически, сам никакой защитой не пользовался.

Но вот что я рекомендую , так это сразу же поставить на уницикл велокомпьютер . Зачем это нужно? Для статистики! Чтобы потом можно было точно сказать, что такой-то результат был достигнут за столько-то часов тренировки и столько-то пройденных километров. Не знаю, как вам, а мне это было бы очень интересно, но, к сожалению, поставить на уницикл велокомпьютер я догадался только вчера.

Про обучение

На эту тему существуют целые трактаты и тысячи роликов на youtube, поэтому еще и мне писать свой туториал смысла, наверное, нет. Впрочем, мои инструкции отличаются краткостью, так что вряд ли вас утомят (если уж вы дочитали до этого места…).

По пунктам обучение выглядит следующим образом:

Однократно: регулируем седло, чтобы в нижнем положении нога была относительно прямая (насколько именно прямая — решать вам). В принципе, я учился при слишком низком седле, что сказывается на повышенной утомляемости. Слишком низкое седло также плохо тем, что провоцирует постоянно привставать на ноги, а это мешает обучению.

  1. Садимся на уницикл держась за стенку.
  2. Пытаемся покататься чуть взад-вперед.
  3. Пытаемся двигаться вдоль стенки.
  4. Делаем то же самое с палками.
  5. Если не получилось поехать самостоятельно, повторяем шаги 1-4.

В общем, если тренироваться, все получится само, однако имеет смысл следовать следующим рекомендациям:

  • спина должна быть прямая и находиться на одной линии с подседельным штырем;
  • в седле надо сидеть всем весом, а ноги должны только крутить педали;
  • нормальное положение при движении — легкий наклон вперед;
  • педали нужно крутить быстро, и их не нужно бояться крутить, т.к. на скорости держать равновесие гораздо проще.

У среднего человека от начала до отрыва от забора проходит 5-10 часов тренировки. Именно так было у меня. Точную цифру назвать не могу, т.к. не засекал. Имейте в виду эти цифры, и не бросайте тренировку, если через пару часов у вас так ничего и не вышло.

Как только начало что-то получаться — пытайтесь кататься по городу. Это гораздо интереснее бесконечного курсирования вдоль одного и того же забора. Сочетание обучения с дорогой по делам — идеальный вариант.

Для полноценного владения унициклом как транспортным средством помимо, собственно, катания и поворотов, нужно овладеть еще двумя навыками:

  • стартом без опоры;
  • запрыгиванием на бордюры.

Но это совсем другая история, и мне до этого еще очень далеко, так что не буду забегать вперед.

Вот, пожалуй, и все. Я считаю, что для базового обучения катанию на уницикле в более подробных инструкциях нет никакой нужды, да и те, что есть, можно заменить одним единственным словом. И слово это “тренируйтесь”.

Тренируйтесь, и, я обещаю, вы будете щедро вознаграждены!

Где в Тамбове тренироваться?

Для тренировки прямолинейного движения удобны малоэтажные относительно безлюдные в вечернее время улочки, типа Базарной (от Интернациональной на юг) или Карла Маркса (на том же участке). Здесь хорошие ровные тротуары, идущие вплотную к домам и заборам, так что не возникает проблем с поиском опоры для старта.

В качестве тренировочной площадки очень удобен участок тротуара напротив магазина “Флешка”. Здесь имеется три крыльца, снабженных пандусами с перилами, и еще одно крыльцо за углом здания, что позволяет курсировать от одной опоры до другой и тренировать повороты.

А вот места возле памятников, облюбованные скейтерами, роллерами и BMX-ерами, для начинающих унициклистов крайне неудобны, т.к. подходящих точек опоры там практически нет.

Это все касается именно тренировки. Когда средняя длина одного пробега начинает исчисляться сотнями метров, а для старта нужна уже не стенка, а любой столбик или деревце, маршрут движения можно выбирать практически любой.

История освоения: продолжение

Статья здесь подошла к логическому завершению, однако, освоение уницикла продолжается. Все дальнейшие свершения я буду фиксировать далее.

Прогресс на октябрь 2014

На октябрь 2014 к перечисленным выше навыкам добавились:

  • повороты под острыми углами, разворот в пределах тротуара, нарезание кругов небольшого радиуса;
  • запрыгивание на уницикл без опоры.

Остальные навыки, естественно, хорошо закрепились.

Избавление от забора или как я освоил фри маунт

Как водится, поначалу сама по себе возможность забраться на уницикл без дополнительной опоры выглядела чем-то совершенно нереализуемым. Но время шло, я катался и периодически обнаруживал, что теперь могу проехать не только по идеально ровной дороге, но и по выщербленному асфальту, и кое-где по грунту.

Никаких особых рекомендаций по тренировке дать не могу, все ясно из видео. Я делал это из положения «седло между ног, нога на левой педали, педаль внизу». Основная проблема при старте — первые доли секунды, когда ты стоишь на месте, и главное — тронуться. Малейшее промедление, и равновесие потеряно. Лечится очень просто — тренировкой.

После первой удавшейся попытки была предпринята серия чисто тренировочных выездов со спешиванием и запрыгиванием через каждые несколько метров. Ну, а дальше — все просто, смотрим видео:

По мере тренировки количество успешных попыток постепенно возрастало и на октябрь 2014 составило заметно больше 50%. Также, как и с маунтом от стенки на начальном этапе, иногда случаются странные провалы, когда запрыгнуть не получается, хоть ты тресни. Есть предположение, что по мере наработки навыка проблема исчезнет.

Вместо заключения

Статья еще будет дополняться, а пока вместо заключения предлагаю вашему вниманию унициклический видеоклип под дивную музыку группы «Несчастный случай».

Это часть плейлиста, включающего все мои видеоролики, имеющие отношение к теме статьи.

У меня был старый поломанный велосипед и я решил, что из него можно собрать неплохой одноколёсный велосипед.

Сделать уницикл своими руками можно двумя способами:

  • с цепной передачей на базе заднего треугольника;
  • с прямым приводом на базе передней вилки с использованием специально изготовленных подшипников.

Так как я не люблю делать всё с нуля, то я хотел найти готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в интернете не удалось найти такую инструкцию, в которой бы использовалась передняя вилка с цепью.

При этом может возникнуть проблема недостаточной и для снятия колеса придётся размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.

Шаг 1: Компоненты и инструменты, необходимые для сборки уницикла.


  • ключ-шестигранник на 6 мм (чтобы снять );
  • разводной гаечный ключ (чтобы снять вилку);
  • гаечный ключ 15 мм (для колёс);
  • инструмент для снятия шатунов;
  • тиски для растяжения вилки;
  • ножовка по металлу (чтобы разрезать раму);
  • полукруглый напильник;
  • инструмент для размыкания цепи;
  • сварочный аппарат.

Шаг 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.


Сперва необходимо подготовить компоненты, из которых будет собираться самодельный одноколёсный велосипед.


Снимите вилку и зажмите её в тисках.


Это нужно, чтобы она подошла под заднее колесо.

Затем отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более тщательно зачистить раму можно будет позже.

У нас получилось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.

Шаг 3: Подготовка к сварке.

Два компонента будущего уницикла сперва нужно просто соединить.


Счистите напильником краску с каретки.


С помощью полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, чтобы в него поместилась каретка.


Ось каретки должна находиться на одном уровне с осью колеса, чтобы линия цепи оставалась прямой.

Шаг 4: Сварка компонентов уницикла.


Зафиксируйте надёжно два компонента с помощью кирпичей и зажимов.


Я использовал дуговую сварку (электросварка электродом), хотя она не совсем идеально подходит для сварки . Она больше предназначена для заваривания отверстий.

Я аккуратно сварил компоненты.


После этого я проверил надёжность сварки — зафиксировал оба конца сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.


Чтобы повторить сварку, пришлось бы заново зачищать поверхности напильником.


Вместо этого я просто немного подрезал конец трубы.


Со второй попытки у меня всё получилось!

Шаг 5: Изготовление звезды (необязательный этап).


У обоих звёзд уницикла должно быть одинаковое количество зубцов, чтобы создать фиксированную передачу. В ином случае на одноколёсном велосипеде будет слишком сложно ездить.


На самой большой звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.


К сожалению на велосипеде доноре было только две передние ведущие звезды.


На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.

Поэтому пришлось импровизировать.

Я снял самую большую звезду с другого старого велосипеда.


Чтобы снять звезду, нужно только немного ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.


Затем я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.

При сварке она немного деформировалась. Пришлось её выпрямить с помощью разводного гаечного ключа.


Шаг 6: Создание фиксированной передачи.


В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка — у него фиксированная передача.

Существуют более аккуратные способы отключить трещотку, чтобы получить фиксированную передачу. Её пришлось просто заварить, так как несмотря на затягивание конусов сохранялся существенный люфт.

Шаг 7: Установка цепи.


Я укоротил цепь, но размер оказался неточным на половину звена. Даже половины звена может быть достаточно, чтобы цепь оказалась слишком большой или наоборот слишком маленькой.


Ситуация казалась тупиковой.


Я попытался изготовить деталь на базе переключателя скоростей и крепления , но это не сработало.


Я покопался в своих инструментах и нашел половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта .


Это сработало, но цепь всё равно постоянно слетала.


Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.


Шаг 8: Установка регулируемого дропаута.


Я решил добавить дропауты с задней части рамы.


Чтобы перед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я просто скрепил их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).


Это сработало. Я аккуратно приварил дропауты вместе с болтами.

Шаг 9: Проблема слетания цепи.


Установка дропаутов прошла успешно, но цепь все ещё продолжала слетать независимо от степени её натяжения.

Вероятно это происходило из-за:

  • деформации звезды;
  • люфта звёзд, возникающего при ;
  • зубцов на звезде Hyperglide, которые выточены неравномерно;
  • ведущая звезда не находилась в одной плоскости с задней звездой.

Выпив чашечку чая, я вспомнил, что у меня был ещё один комплект ведущих звёзд, правда очень старый, но зато рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она заработала сразу. Как же я не вспомнил о ней ранее?

Шаг 10: Тестирование самодельного уницикла.

Итак, нам удалось собрать одноколёсный велосипед своими руками и он работает! После нескольких попыток мне удалось забраться на него. Я попробовал прокатится на уницикле и мне понравилось. Я доволен работой.

На обычном уницикле самое худшее, что может произойти, так это падение вперёд на ноги. На этом самодельном уницикле я чуть не грохнулся на спину. Скорей всего проблема конструкции , которая не подходит для одноколёсного велосипеда.