Самая страшная трагедия в истории автоспорта. В одной из крупнейших катастроф в истории погиб известный гонщик (видео, фото) Одна из крупнейших катастроф в истории автоспорта

Катастрофа

В Лас-Вегасе произошла одна из самых страшных и масштабных катастроф в истории автоспорта. Во время финального этапа чемпионата серии IndyCar пострадали в общей сложности 15 автомобилей, некоторые — очень серьезно. А известный пилот Дэн Уэлдон, чья машина на полной скорости врезалась в заграждение, погиб.


Авария на Las Vegas Motor Speedway, которая произошла в ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени, была вчера центральным сюжетом многих американских телеканалов. В этом нет ничего удивительного. Катастрофы, подобной лас-вегасской, в последние годы наблюдать никому не доводилось.

Участвовавший в этой гонке пилот Райан Брискоу, говоря о своих ощущениях, рассказывал, что словно попал в сцену из фильма "Терминатор": "Кругом — куски металла, какие-то обломки, огонь..." А Даника Патрик, женщина, давно выступающая в чемпионате IndyCar наравне с мужчинами, признавалась, что так страшно, как в тот момент, когда произошли трагические события, ей не было никогда в жизни.

Произошли они, когда позади остались 11 кругов этой гонки, то есть спустя всего несколько минут после старта. Впрочем, предчувствия, что она может плохо закончиться, у многих возникли еще задолго до него. Дело в том, что во время свободных заездов машины на овале в Лас-Вегасе развивали какие-то чудовищные скорости — более 350 км/ч. И опасения по поводу того, что столь быстрая трасса может представлять угрозу для безопасности, высказывались.

Но отменять ее, конечно, никто не стал бы — слишком многое в гонке было поставлено на карту для IndyCar. Когда-то эта американская серия по статусу, популярности конкурировала с "Формулой-1" — своим, по существу, аналогом. Однако в последнее время рейтинги IndyCar упали. Исполнительный директор серии Рэнди Бернард даже не исключал, что может уйти в отставку: совет директоров предъявлял к нему серьезные претензии.

Финальный этап сезона должен был ситуацию подправить. По крайней мере он обещал зрелищную борьбу: трасса — сверхскоростная, за титул борются два пилота — Дарио Франкитти и Уилл Пауэр. А дополнительную интригу должен был обеспечить бонус $5 млн. Организаторы назначили такое вознаграждение гонщику, который, не имея в сезоне постоянного места в какой-нибудь команде, рискнет заявиться на гонку и выиграет ее.

Собственно из-за бонуса Дэн Уэлдон и очутился на трассе. В нынешнем сезоне он не смог трудоустроиться ни в одной команде. "Конюшня" Andretti Autosport планировала заключить с ним полноценный контракт сразу после окончания этапа, а в воскресенье рассчитывала на хорошее выступление пилота в Лас-Вегасе.

Основания рассчитывать на него действительно были. 33-летний британец Дэн Уэлдон, более десяти лет живущий в Америке, считался звездой. В 2005 году он завоевал чемпионский титул, выиграл за карьеру 16 этапов серии. Два из них — это легендарные "500 миль Индианаполиса", культовая в автоспорте гонка. Впервые он победил в ней в 2005-м, второй раз — этой весной... Перед гонкой он сам утверждал, что надеется приехать первым: лишь бы, стартуя позади лидеров чемпионата, добраться до них и вцепиться в хвост.

Он почти добрался, когда впереди него автомобиль, которым управлял Уэйд Каннингем, прикоснулся колесом к автомобилю Джей Ар Хильдебранда. "Индикаровские" гонки в принципе отличаются от "формульных" жесткостью и плотностью борьбы. Но последствия этого контакта были какими-то уникальными по разрушительности.

Машина Хильдебранда перевернулась, машина Каннингема врезалась в отбойник. А те, кто ехал сзади, уже не могли увернуться. Следующие пять секунд превратились в секунды настоящего ада. Пауэр чудом выжил, врезавшись в ограждение: его вполне могло убить собственное колесо, которое, отвалившись, едва не раскурочило кокпит. Пиппа Манн тоже был на волоске от гибели, но легко отделался: вместе с Хильдебрандом он попал в больницу с неопасными для жизни повреждениями.

Не повезло только Дэну Уэлдону. Он наехал на заднее колесо автомобиля Пола Трейси. Машину британца подбросило, как на трамплине, и она со всей силы впечаталась в ограждение, за мгновение превратившись в груду полыхающих огнем обломков.

Скорая помощь появилась на трассе оперативно. Уэлдона вертолетом эвакуировали в больницу. Гонка была отменена, но никто не покинул арену. Через два часа пилотам и зрителям сообщили трагическую новость: Уэлдон не выжил.

Американские эксперты не исключают, что его гибель повлечет за собой изменения в регламенте IndyCar — наподобие тех, которые повлекла в "Формуле-1" трагедия 1994 года: тогда в рамках одного гоночного уикенда в Сан-Марино насмерть разбились Роланд Ратценбергер и великий Айртон Сенна. Число жертв "Формулы-1" после этого достигло 43 человек, а команды пошли на ужесточение мер безопасности в ущерб зрелищности. В результате с тех пор не произошло ни одной аварии с летальным исходом.

IndyCar, несмотря на вроде бы более суровый формат, долго считалась относительно безопасной серией. Список погибших в ней пилотов теперь насчитывает четыре человека. Однако все эти трагедии уложились в минувшие 15 лет. В 1996 году насмерть разбился Скотт Брайтон, в 2003-м — Тони Ренна, а в 2006-м — Пол Дана.

Алексей Доспехов


16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами.16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.

Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат. В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…

Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь. В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям. На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды». Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

«Вильгельм Густлов»

30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие. Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн). Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке. [ Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.

Затопление «Вильгельма Густлова» считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически - рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.

Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.

Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.

Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.

«Армения»

Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса - Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали «украшать» большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но…

В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.

Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану «Армении» запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось…

В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

«Донья Пас»

Гибель парома «Донья Пас»- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с «Даньей Пас» ошибки следовали одна за другой. Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался «Химэури Мару». В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам. С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила - Таклобан - Катбалоган - Манила - Катбалоган - Таклобан - Манила. 20 декабря 1987 года «Донья Пас» ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером «Вектор». От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: «Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры «Доньи Пас», двое - матросы с танкера «Вектор». Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

«Кап Аркона»

"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение - 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, «Кап Аркона» погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на «Кап Арконе», в книге «The Dentist of Auschwitz» писал: «Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной».

На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры. 350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

«Ланкастерия»

О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа «Ланкастерии» стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели «Титаника» и «Луизитании».

Лайнер «Ланкастрия» был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

Автоспорт — один из самых опасных видов спорта в мире. И, хоть последнее время организаторы уделяют повышенное внимание безопасности гонок, пусть даже в ущерб зрелищности, спортсмены продолжают гибнуть на трассах.

Зачастую участниками трагедии становятся не только гонщики, участвующие в соревнованиях на свой страх и риск и прекрасно осознающие цену, которую им придется заплатить за ошибку, но и обычные зрители, пришедшие на трибуны, чтобы получить удовольствие от гонок. И несмотря на все ужасы, которые благодаря современной технологии в YouTube набирают сотни тысяч и миллионы просмотров, ни гонщиков, ни желающих «вживую» послушать рев многомощных моторов, меньше не становится.

Над некоторыми зрителями, например любителями популярной в США серии гонок NASCAR, подшучивают, полагая, что они за тем и приходят на трибуны, чтобы увидеть побольше аварий, огня, человеческих жертв — прямо как древние римляне, посещавшие Колизей. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки...

10. Авария под Томью

В день России, 12 июня участником которой стала 46-летняя британская участница ралли винтажных автомобилей «Пекин-Париж», которое проходит по 15 российским регионам. Женщина, двигавшаяся на автомобиле Chevrolet 6 Tourer погибла в результате столкновения с обычным автомобилем, не участвовавшим в ралли и двигавшимся в противоположном направлении — Volkswagen Polo.

Авария произошла по вине «гражданского» авто. Водитель Volkswagen выскочил на полосу встречного движения и не смог избежать столкновения. В аварии погиб сам водитель и грудной ребенок. Мать ребенка, также находившаяся в автомобиле доставлена в реанимацию. В связи с инцидентом, участники ралли до следующей контрольной точки будут ехать на минимальной скорости и без обгонов. Гонка возобновится в пятницу 14 июня.

9. Авария Марии де Вилотта

Одна из самых громких для России аварий последнего времени произошла на авиационном полигоне в Даксфорде. Единственной пострадавшей стала запасной пилот российской команды Формулы-1 Marussia Мария де Виллота .

Автомобиль девушки, участвовавший в аэродинамических испытаниях, на небольшой скорости направлялся в сторону сервис-зоны, когда произошло столкновение с платформой припаркованного неподалеку грузовика. По словам свидетелей машина неожиданно ускорилась и врезалась в неподвижный автомобиль.

На протяжении получаса, пока девушку извлекали из кокпита, она не подавала признаков жизни. В себя Мария пришла лишь в госпитале и даже смогла совершить телефонный звонок, но потом ее состояние ухудшилось и врачи вынуждены были ввести ее в состояние искусственной комы и произвести хирургическое вмешательство. В результате аварии девушка лишилась глаза. Продолжать карьеру пилота Ф1 она уже не смогла и вынуждена была стать комментатором на испанском телевидении.

8. Йохен Риндт

В начале сентября 1970 года в смертельной аварии погиб один из лучших австрийских гонщиков — 28-летний Йохен Риндт . Спустя пару месяцев после трагедии Риндт посмертно был объявлен чемпионом Формулы-1 — перед смертью Йохен успел набрать такое количество очков, что кому-либо опередить автрийца не удалось. Риндт является единственным обладателем титула посмертно.

Во время субботней тренировки Гран-при Италии Lotus Риндта на торможении к скоростному и сложному повороту Parabolica сорвало с траектории и бросило в отбойник. Автомобиль попал под ограждения и врезался прямиком в стойку барьера — самую жёсткую часть конструкции.

Причиной гибели спортсмена стал ремень безопасности — от удара пряжка сползла со своей позиции и сдавила гонщику горло. Риндт долгое время отказывался от использования ремня безопасности, утверждая, что он сковывает его движения и реакции во время выступлений.

7. Грег Мур

В октябре 1999 года гибель 24-летнего Грега Мура на финальном этапе серии CART, американского аналога Формулы-1, в Фонтане повергла в шок всю автоспортивную общественность США — Мур был восходящей суперзвездой местных гонок и любимцем публики, а трагедия с новой силой подняла дискуссию о безопасности автоспорта.

На одном из ранних рестартов автомобиль Мура развернуло на выходе из поворота, после чего неуправляемый автомобиль на скорости свыше 320 км/ч вылетел на обочину и перевернулся. Машина совершила несколько оборотов вокруг своей оси и на огромной скорости врезалась в ограждение внутренней части трека. Гонщик получил тяжёлые травмы головы и шеи, а также бесчисленные внутренние повреждения. Спустя несколько часов медики диагностировали смерть пилота.

Мур считался одним из самых ярких и бесстрашных пилотов своего поколения. Он начал выигрывать гонки уже на второй сезон выступлений в CART. В 1999 году за несколько недель до своей гибели было объявлено о контракте Грега с командой Penske , одного из грандов первенства, и, казалось, карьера пилота выйдет на принципиально новый уровень.

6. Дэн Уэлдон

Смерть Дэна Уэлдона в октябре 2011 года стала ещё одним потрясением для мира автоспорта — во время этапа IndyCar на трассе в Лас-Вегасе в аварии разбился один из лучших гонщиков планеты, выигрывавший чемпионские титулы и самые престижные гонки.

Инцидент произошел на 11 круге заезда по овальной трассе. Ввиду небольшой разницы в скорости автомобилей два с половиной десятка гонщиков шли плотной группой. Контакт между двумя автомобилями на скорости около 330-340 км/ч привёл к завалу с участием 15 машин, многие из которых попросту не успели сменить направление движения. После столкновения с одним из соперников автомобиль Уэлдона взлетел над трассой примерно на сто метров и перевернувшись в воздухе врезался в ограждающую сетку. От силы удара защитные конструкции машины были разрушены, а поврежденная дуга безопасности не смогла предотвратить удар пилота головой об отбойник.

Дэн Уэлдон стал чемпионом IndyCar в 2005 году, после чего сменил команду, в которой его результаты пошли на спад. В последствии Дэну пришлось провести два года в команде-середняке, но в 2011 году англичанин снова напомнил о себе, во второй раз в карьере выиграв самую престижную американскую гонку Indianapolis 500. После этого триумфа контракт на 2012 год с Уэлдоном подписал Майкл Андретти , в составе коллектива которого Дэн ранее стал чемпионом.

5. Дейл Эрнхардт-старший

Весть об аварии разносится на весь мир и входит в историю автоспорта по двум причинам: либо в результате столкновения погибло много человек, либо погиб один, но легендарный.

Последнее произошло в 18 февраля 2001 года во время одной из самых престижных и популярных гонок США - Daytona 500. В этот день в возрасте 49-ти лет из жизни ушел, возможно, самый легендарный американский гонщик Дейл Эрнхардт-старший . Чтобы перечислить все его титулы не хватит и всей статьи. Их могло бы быть и больше, если бы не злополучное столкновение на последнем из пятисот кругов гонки.

После контакта с автомобилем соперника, машина Дейла потеряла управление и на всей скорости врезалась в бетонный отбойник. Со стороны столкновение не показалось таким серьезным, но уже к концу дня врачи госпиталя, в который срочно был доставлен легендарный гонщик, констатировали его смерть.

4. Вольфганг фон Трипс

Самая страшная авария в истории Формулы-1 произошла 10 сентября 1961 года на втором круге легендарной трассы в итальянской Монце.

Жертвой аварии стал лидировавший на тот момент в чемпионате гонщик Ferrari граф Вольфганг фон Трипс . Вместе с собой на тот свет пилот красного авто унес жизни 14-ти зрителей. На трибуны его автомобиль вылетел в самом начале гонки после столкновения с машиной британской «конюшни» Lotus .

3. Жиль Вильнев

Не самая кровавая, но одна из самых запомнившихся зрителям авария произошла с канадским гонщиком Формулы-1 Жилем Вильневым .

Трагедия произошла 8 мая 1982 года во время квалификации бельгийского Гран-при на трассе Зольдер. После контакта с автомобилем соперника машина Вильнева перевернулась в воздухе несколько раз и рухнула на трассу. Сам же пилот по неизвестным причинам вылетел из автомобиля. Медики нашли его тело у отбойника, где и попытались оказать экстренную помощь. Жиля срочно доставили в госпиталь, но врачи констатировали перелом позвоночника, не совместимый с жизнью.

Сыну Жиля, Жаку Вильневу в этот момент было 11 лет. А всего семь лет спустя он начал свою профессиональную карьеру гонщика в итальянской Формуле-3, еще семь лет спустя Жак стал вторым в общем зачете Формулы-1, а в 1997 году выиграл чемпионат мира в «королевских» автогонках, посвятив победу своему отцу.

2. Пьер Левег

Авария с участием французского гонщика Пьера Левега считается самой кровавой в истории всего автомобильного спорта. Трагедия произошла в 1955 году во время легендарной гонки 24 часа Ле Мана, в которой Левег пытался победить с 1938 года.

И вот, будучи уже ветераном он получил приглашение от одной из сильнейших команд того времени — Mercedes . В итоге вместо триумфа произошла трагедия. Автомобиль Левега, двигавшийся на полном ход наткнулся на затормозившую впереди машину и, из-за особого строения кузова, взлетел в воздух. Все бы обошлось, приземлись авто на трассу или на обочину. Но плоская машина полетела на расположенные слишком близко к трассе трибунам.

Упав на зрителей автомобиль, корпус которого содержал магний в большом количестве, воспламенился. В итоге вместе с самим гонщиком погибли еще 86 зрителей, а заводская команда Mercedes на долгие 32 года прекратила участвовать в легендарной гонке, вернувшись на трассу Ле Мана лишь в 1987 году.

1. Айртон Сенна

Самая же известная авария в истории автоспорта унесла жизнь лишь одного человека, но какого. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Формулы-1 в Сан-Марино погиб трехкратный чемпион мира бразилец Айртон Сенна .

За день до гонки в квалификации погиб еще один пилот, австриец Роланд Ратценбергер . Но гонку все равно было решено проводить. Уже на втором круге в результате столкновения других пилотов появилась необходимость выпустить на трассу автомобиль безопасности, снижавший скорость пилотов, чтобы дать возможность службам трассы убрать разбросанные по дорожному полотну обломки автомобилей.

Гонка была продолжена на шестом круге, а уже на седьмом автомобиль Айртона сены на всей скорости вылетел с трассы, протаранив ограждения. Гонка была приостановлена, а тело Сенны, не подающего признаков жизни на вертолете транспортировали в госпиталь. В госпитале выяснилось, что мозг Сенны уже мертв и на выход из комы нет никаких шансов. Было принято решение отключить его тело от средств, искусственно поддерживавших в нем жизнь.

Самой известной эта авария остается еще и потому, что до нынешнего момента во всей истории остается слишком много неизвестного. Главная загадка — причина аварии. По одной версии не выдержали перегретые шины, по другой — отказали системы управления автомобилем, по третьей — пилот не выдержал нагрузок и упал в обморок.

Неизвестно и когда наступила смерть Сенны, на трассе, по пути в госпиталь, или уже в госпитале. Сходятся все лишь в одном — в причине смерти, которую повлек за собой удар в голову колесом с вырванными элементами крепления к корпусу. Именно они пробили шлем Сенны и стали причиной смерти.

«, сайт предлагаетвашему вниманию 10 самых страшных аварий, которые происходили в мировомавтоспорте.

1. Формула-1. 1994 год. Гран-при Сан-Марино. АйртонСенна

Этап в Имоле, пожалуй, стал самым печальнымдля всех болельщиков Формулы-1. В 1994 году, во время гоночного уик-энда погиблосразу два гонщика, один из которых – трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. Опричинах трагической гибели «Бразильского волшебника» и по сей день ходитмножество слухов и версий, а участок трассы, под названием «Тамбурелло» надолгостал синонимом опасности и страха для всех пилотов. История трагедии послужила причинойпереоценки стандартов безопасности «королевских гонок» и оборвала великолепнуюкарьеру одного из лучших пилотов за всю историю автоспорта.

2. «24 часа Ле-Мана». 1955 год. Пьер Левег

Авария, повлекшаяза собой гибель пилота «Мерседес» Пьера Левега и 82 зрителей состязанияпроизошла в 1955 году на серии «24 часа Ле-Мана». Немецкий болид, вылетев вгравийное ограждение, взлетел на воздух и вылетел прямиком на зрительскиетрибуны, где на находящихся зрителей обрушился град обломков болида. После этойаварии, немецкий концерн почти на 40 лет покинул автоспорт.

3. Формула-1. 2001 год. Гран-при Австралии. Жак Вильнев и Ральф Шумахер

Авария в 2001-м году на Гран-при Австралии была омрачена даже не самим столкновением чемпиона мира 1997 года и братом «великого и ужасного» Шумахера, а последующей трагедией, причиной которой стало...колесо от гоночного болида канадца. В результате столкновения двух гонщиков, с машины Вильнева отлетело колесо, которое на бешеной скорости отлетело и попало в маршала трассы, отвечавшего за безопасность гонки. В результате сильного удара сотрудник автодрома скончался.


4. «Инди-500». 1964 год. Дэйв Макдональд

Дебютная гонка для пилота «Форд» Дэйва Макдональда запомнилась надолго. В результате отказа тормозов, болид гонщика на огромной скорости врезался в бетонное ограждение трассы, что повлекло за собой возгорание автомобиля. Огромные клубы дыма заполонили всю трассу, закрыв обзор остальным участникам гонки. Потеряв зрительные ориентиры, множество гонщиков оказались в массовом завале. Организаторам состязания пришлось остановить и отложить гонку на три с половиной часа.

5. «NHRA». 2005 год. Скотт Калит

Помимо основных гоночных серий, и весьма необычные гоночные дисциплины богаты на происшествия. В 2005-м году, во время квалификационных заездов, пилот «Тойоты» Скотт Калит, ехавший на скорости 450 км/ч, не заметил самовозгорания собственного автомобиля. Возникшее пламя уничтожило тормозные парашюты и машина гонщика вылетела в гравийную ловушку в конце трассы. В результате полученных ранений Калит скончался в госпитале.

6. Формула-1. 2010 год. Гран-при Европы. Марк Уэббер.

Европейский Гран-при, проходивший в испанской Валенсии, наглядно продемонстрировал последние достижения безопасности в «королевских гонках». Пилот «Ред Булл» Марк Уэббер, обходя на круг своего оппонента из «Лотуса» (Ныне - «Катерхэм») Хейкки Ковалайнена, зацепил задний мост болида финна, и взмыл в солнечное испанское небо. Наученная горьким опытом прошлого, автомобильная ассоциация, отвечающая за безопасность гонщиков, доказала, что не зря функционирует - уже через два часа после аварии Уэббер позировал фотографам.

7. Формула-1. 1976 год. Нюрбургринг. Ники Лауда.

Трехкратный чемпион мира Ники Лауда, также как и его коллеги из других автомобильно-спортивных дисциплин, «отметился» горящей машиной по ходу гонки. Потеряв управление, болид гонщика на высокой скорости ударился в боковое ограждение трассы, в следствии чего машину быстро объяли языки пламени, в считанные секунды сделав из «Феррари» огненный шар. Стоит отметить мужество австрийца - после аварии, гонщик лично вышел на трассу и предупреждал своих соперников и об обломках на данном участке трассы.

8. Ралли. 2011 год. Италия. Роберт Кубица

Польский гонщик Роберт Кубица, выступавший в Формуле-1 за «Рено» стал жертвой собственного хобби. Одним из любимых увлечений спортсмена является выступление в ралли, чему пилот уделяет практически все свое, свободное от выступлений в «больших призах», время. Приняв участие в итальянском этапе ралли, машину поляка сорвало при входе в поворот, в результате чего машина ударилась в ограждение трассы. Пилот получил тяжелейшие травмы руки, что практически поставило крест на «формульной» карьере Кубицы. В данный момент, спустя почти два года, гонщик продолжает процесс реабилитации и все еще, время от времени, возвращается за руль раллийной машины.

9. «IndyCar». 2011 год. Дэн Уэлдон

Одна из самых страшных и массовых аварий произошла в 2011 году во время легендарной «500 миль Индианаполиса». Ошибка одного пилота в пелотоне стала причиной массового завала на трассе и оборвала жизнь двукратного чемпиона Дэна Уэлдона.

10. Формула-1. 1978 год. Гран-при Италии. Ронни Петерсен.

Авария на Гран-при Италии в 1978 году стала рекордной по количеству машин, участвовавших в завале, повлекший за собой гибель одного из гонщиков. Хаос и неразбериха в пелотоне на старте гонки привела к тому, что 11 гонщиков оказались участниками грандиозной аварии. Болид Ронни Петерсена, в результате столкновений, отлетел в ограждение трассы и загорелся. Пилота удалось вытащить из горящего автомобиля, но на следующий день спортсмен скончался в больнице.

Двадцатичетырехчасовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) по праву имеет два заслуженных титула - во-первых, это самая старая автогонка на выносливость, которая проходит ежегодно с 1923 года, а во-вторых - в 1955 году во время гонки произошла самая большая автомобильная катастрофа за всю историю автоспорта, в результате которой погибли 84 человека (в том числе один из гонщиков) и еще 120 человек были серьезно травмированы.

Гонка 24 Hours of Le Mans началась 11 июня 1955 года. Конкуренция между такими командами как Mercedes, Jaguar, Aston Martin была крайне остра, и почти с самого начала гонки было побито много существующих рекордов круга Ле Мана по времени и скорости. К концу 35-го круга Пьер Левэ (Pierre Levegh), пилотирующий Mercedes-Benz 300 SLR под номером 20, вместе с Austin-Healey 100 Лэнса Маклина (Lance Macklin), который держался немного правее, следовали по пятам за Jaguar D-type Майка Хоторна (Mike Hawthorn), приближаясь к месту пит-стопа. Майк запоздало увидел сигнал с пит-стопа о дозаправке, и стремительно стал тормозить и выруливать на пит-стоп, решив не делать еще один круг. Так как на ягуаре стояли дисковые тормоза (в то время это было новинкой), он тормозил гораздо быстрее остальных учасников заезда, и его маневры заставили Лэнса Маклина, следовавшего за ним почти вплотную, резко ударить по тормозам, выбросив из-под колес небольшое облако пыли, и вырулить влево, избегая столкновения. При этом он совершенно забыл о ехавшем за ним Пьере Левэ на мерседесе, у которого не осталось времени среагировать, и который на скорости примерно 240 км/ч ударил Austin-Healey в левое заднее крыло. В результате удара на такой большой скорости мерседес поднялся в воздух и, мгновенно преодолев ограждения трассы, улетел в толпу зрителей, сминая все на своем пути.

Из-за огромной скорости столкновения, мерседес после удара об ограждения зрительских трибун, разлетелся буквально на части, что и повлекло за собой столько жертв. Двигатель, капот, передняя ось отделились от рамы и разлетелись по трибунам, сшибая на своем пути зрителей. Пилота тоже выбросило из машины, и он скончался от удара головой об трибуну при приземлении. Интересно, что в то время на гоночные автомобили не ставили ремни безопасности, так как среди гонщиков было распространено мнение, что лучше быть выброшенным из автомобиля, нежели сгореть в нем или быть смятым, будучи пристегнутым к сиденью. Однако, врядли бы Пьеру Левэ ремни помогли: после приземления остатки кузова мерседеса загорелись из-за лопнувшего бензобака, и, учитывая, что сам кузов был сделан из специального легкого магниевого сплава, это вызвало огненные всполохи, которые разлетелись на трассу и на окружающие трибуны, добавляя новых жертв. Кроме того, очевидцы пытались тушить пожар водой, добавляя интенсивности горению магниевого кузова, и в результате пожар продолжался несколько часов.

Автомобиль Лэнса Маклина Austin-Healey 100 после столкновения отлетел в дальнюю от трибун стенку и отрикошетил обратно через всю трассу к ограждениям зрителей, по пути задавив одного из них. Сам Лэнс практически не пострадал.

В результате аварии скончалось 84 человека, в том числе один гонщик - Пьер Левэ, и более 120 зрителей получили серьезные травмы. Это происшествие вошло в историю как самая кровопролитная авария с наибольшим количеством жертв за все время существования автоспорта.

Гонку решили не останавливать, чтобы уезжающие зрители не мешали движению скорых и пожарных и не занимали дорогу к городу. В полночь по просьбе Джона Фитча (John Fitch), второго пилота, который должен был заменить Пьера Левэ, в команде Mercedes состоялось срочное заседание совета директоров, на котором было решено закончить гонку досрочно в знак уважения к жертвам инцидента. Через восемь часов после аварии два оставшихся экипажа мерседес - Хуана Мануэля Фанжио (Juan Manuel Fangio) / Стерлинга Мосса (Stirling Moss) и Карла Клинга (Karl Kling) / Андрэ Симона (Andre Simon) были выведены из гонок, несмотря на то, что команда лидировала. Также директора команды предложили выйти из гонки и команде ягуар, но те отказались. В результате победителем 24-часовой гонки Ле Ман 1955 года стала команда Jaguar и ее пилоты Майк Хоторн и Айвор Бьюб (Ivor Bueb).

На следующий день в Ле Мане состоялись похороны всех погибших. В то же время праздновали победу гонщики команды ягуар. Французская пресса хоть и осветила это событие, но отнеслась к команде Jaguar с легким презрением, считая, что виновником трагедии стал именно Jaguar D-type Майка Хоторна. Однако официальная комиссия постановила, что ягуар не был виновником, и возложила всю ответственность на недостаточные меры безопасности для зрителей на трассе. Это послужило толчком для закрытия и переоборудования не только трассы в Ле Мане, но и многих других во Франции, Испании, Германии и других странах. В Швейцарии до сих пор действует запрет на гонки, в которых автомобили могут приближаться друг к другу борт к борту (т.е. по сути, запрещены гонки вообще).

В 1955 году было проведено еще лишь две гонки - RAC Tourist Trophy в Англии и итальянская Targa Florio, лидером в них стала команда Mercedes. После этих двух соревнований, в мерседес заявили, что уходят из автоспорта на неопределенный срок и сосредоточатся на разработке легковых автомобилей для населения. Точно также чуть позже решили и в команде ягуар.

Джон Фитч после инцидента ушел из гонок и стал активно участвовать в увеличении безопасности пилотов и зрителей на гоночных трассах. По его инициативе на трассе в Ле Мане были переделеаны все пит-стопы.

Автомобили - участники аварии

Mercedes-Benz 300 SLR

300 SLR стал последователем гоночного Mercedes-Benz W196 1955 года, участвовавшего в классе Formula-1. На нем был впервые установлен кузов из специально разработанного магниевого сплава (который назвали Elektron), который позволил существенно снизить вес автомобиля до 880кг. Двигатель на него ставили восьмицилиндровый, объемом 2,981 куб.см, мощностью 310 л.с. Он устанавливался продольно, и, чтобы улучшить аэродинамические свойства автомобиля, был повернут на 33 градуса относительно шасси и немного вылезал за пределы капотного пространства, для чего на капоте была сделана специальная выпуклость со стороны пассажира. Тормоза на 300 SLR стояли барабанного типа.

Mercedes-Benz 300 SLR выиграл Mille Miglia и World Sportscar Championship 1955 года, а также несколько гонок на трассе в Нюрбургринге (Германия) и Кристианштадте (Швеция). Несмотря на эти победы, после инцидента в 1955 году в Ле Мане участие SLR 300 (и вообще команды мерседес) в гонках было прекращено. Стерлинг Мосс, победитель Mille Miglia 1955 и участник гонок в Ле Мане, оценил Mercedes 300 SLR как "лучший гоночный автомобиль из когда-либо построенных".

D-Type производился с 1954 по 1957 годы. Несущий кузов был сделан из алюминия и выполнен исходя из авиационных представлений об аэродинамике того времени. Двигатель - рядный шестицилиндровый, объемом 3.4 (3.8 на версии 1957 года) литра. D-Type выиграл 24-часовую гонку в Ле Мане подряд в 55, 56 и 57 годах.

сего было произведено 87 автомобилей Jaguar D-Type. Первый экземпляр, сошедший с конвейра (XKD-509), был продан в 2008 году на аукционе за 2200000 фунтов стерлингов.

Austin-Healey 100s

В 1952 году Дональд Хэли (Donald Healey) построил экспериментальный экземпляр, названный Healey Hundred для London Motor Show 1952 года, и он так впечатлил Леонарда Лорда (Leonard Lord), тогдашнего директора Austin (который как раз искал замену непопулярному Austin A90), что он тут же заключил с Хэли сделку на производство нового автомобиля, который решили назвать Austin-Healey 100.

Austin-Healey 100 производили с 1953 года по 1956. 100s, как и ягуар, имел алюминиевый кузов и дисковые тормоза на всех колесах. Мощность двигателя составляла 132 л.с. Всего было выпущено 50 автомобилей Austin-Healey 100s.

Austin-Healey 100s под номером 26 - участник событий на трассе в Ле Мане 1955 года - Тот самый автомобиль, который участвовал в событиях на гонке в Ле Мане 1955 года под номером 26, был продан в 2011 году на аукционе за 843 тысячи фунтов стерлингов.

Сейчас на трассе в Ле Мане на месте аварии висит памятная табличка с датой крушения - 11 июня 1955 года.