Как развить внимательность при вождении автомобиля. Как преодолеть страх вождения автомобиля и просчитывать ситуации на дороге наперед? Внимание тоже бывает разным

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Стартуем с Успехом!

Недавно я выявил одну особенность, когда я расслабляюсь, и перестаю обращать внимание на разные мелочи, то часто упускаю очень важные моменты. Я пришел к выводу — надо тренировать свою внимательность!

Вы никогда не задавали себе вопрос, зачем нужно развивать внимательность? В любом возрасте это даст вам огромное преимущество. Вы станете лучше понимать людей и видеть те мелочи, которые другие не замечают. Это позволит принимать более правильные решения и проводить глубокий психологический анализ.

Изучите методики повышающие внимание до предела — читайте далее!

Развитое непроизвольное внимание поможет быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и избежать опасностей. Прежде чем изучить упражнения на внимательность, очень полезно хорошо ее понять.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать.

  1. Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя. Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок. Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.
  2. Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил. Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Почему многое мы можем не замечать?

Давайте рассмотрим ряд свойств, которые напрямую влияют на внимание. Все они в совокупности дадут то свойство ума, которое мы понимаем как внимательность, так и невнимательность. Это относится как к взрослым, так и детям. Стоит лишь учесть, что у малышей, особенно на первом году жизни вторая сигнальная система еще недоразвита.

Те действия, которые даются взрослым легко, для детей могут быть практически невыполнимыми. Приведем простой пример. Если ребенок держит игрушку и ему предложить вторую, скорее всего, первую он просто тут же бросит и забудет о ней.

  • Объем . Он обусловлен качествами человека, заложенными природой. Его вполне можно и нужно развивать и усовершенствовать при помощи специальных упражнений.
  • Устойчивость – это характеристика, определяющая количество времени, которое человек может сосредоточиться на одной задаче и не отвлекаться.
  • Распределяемость – это количество операций, которые человек может делать в одно и то же время.
  • Переключаемость . Это способность очень быстро переключаться между совершенно разными задачами. Так, что создается впечатление, что одновременно делается много дел. Секрет в молниеносной переключаемости. Например, ученики могут слушать урок, конспектировать и параллельно общаться друг с другом.
    Водитель ведет машину, следит за дорогой, да еще и может параллельно разговаривать по телефону, хоть это и не приветствуется, конечно. Молодая мама может готовить, смотреть телевизор и параллельно развлекать своего малыша.

Люди, которые занимаются творческим трудом, часто в обычной жизни довольно рассеяны. Это не удивительно. Как можно сосредоточиться на бытовых мелочах, если в уме идет напряженная работа с новыми идеями?

Отдельно остановимся на особенностях памяти пожилых людей. Не секрет, что с возрастом она может значительно ухудшиться и на это есть целый ряд физиологических причин. Но, если заниматься постоянными тренировками с юности, вполне можно избежать потери ясности и четкости сознания в пожилом возрасте.

Плохая память — это недостаток внимания. Запомните это, и в ваших руках окажется ключ, который поможет вам решить эту проблему.

Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное.

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия.

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей.

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое.

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.


Упражнение 3

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.


До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.


Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.


В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака.

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

Упражнение №1. Ваша посадка за рулем - это очень важно!

Сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально (ее угол по отношению к подушке сиденья должен находиться в диапазоне от 90° до 100°). Выпрямленные спина и шея способствуют лучшей координации движений и ориентации в пространстве водителя. Кроме того, когда голова и позвоночник человека составляют одну вертикальную линию, лучше работает вестибулярный аппарат. Между прочим, такую посадку за рулем не так давно ввели автогонщики-раллисты.

Как определить верное расстояние сиденья от руля? Делается это так. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь, когда вы взялись за руль в его средней части, руки будут несколько согнуты в локтевых суставах. Это и будет правильной посадкой. Это и будет вашим первым упражнением.

Упражнение №2. Как держать руль?

Рулевое колесо необходимо держать обеими руками, кроме очевидных моментов, когда приходится переключать передачу. К сожалению, почти все водители держат руль одной рукой, нарочито небрежно. Может быть, они думают, что это признак мастерства? Заблуждение! Запомните, если вы привыкли рулить «одной левой», то в критической ситуации, когда все решают доли секунды, вы никогда не успеете взяться за руль второй рукой вовремя. Так зачем же умышленно уменьшать свой потенциал?

Будет на 100% правильным, если вы возьмете руль в положении «без пятнадцати три», при этом левая рука на минутной стрелке, правая - на часовой. Это исходный, базисный вариант. Ориентироваться, понятное дело, надо по воображаемому часовому циферблату.

Как держать? Очень просто. Опустите руки свободно вниз вдоль туловища и естественно расслабьте ладони. Обратите внимание, в каком положении находятся большой палец, ладонь и остальные пальцы. Не меняя положения, перенесите руки на руль. Сегодня, когда гидроусилитель является стандартным оборудованием даже на самых небольших машинах, руль можно крутить буквально одним пальцем. Держите руль практически расслабленными руками, сжимать его незачем. Тем более недопустимо использовать его как дополнительную точку опоры. Ваши руки слегка опираются на руль, как бы лежат на нем. Это удобно - значит, они не будут уставать.

Упражнение №3. Как вращать руль?

Разучиваем эталонный вариант руления. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания. Сотрите из своей памяти фразу «руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее в свое время от инструктора в автошколе. Это вчерашний день. Итак, ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать дальше - что делать? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть - соответствуя положению «от двух до трех часов», когда колеса стоят прямо. Именно тот факт, что одна рука всегда остается на руле, поможет вам вернуть колеса в прямое положение. Левая рука при повороте налево делает перехват за верхнюю часть руля, и вы можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта, чтобы не потерять исходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте те же действия в обратной последовательности - и вы поставите передние колеса прямо. Знать, на какой угол повернуты колеса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля.

Преимущество описанного приема в том, что вы можете максимально быстро повернуть колеса «от упора до упора» - а это значит, что время вашей реакции и ответных действий на поведение автомобиля тоже резко сократится - например, при возникновении заноса. Постоянно следите за положениями своих рук во время поворота. Ваша задача - добиться, чтобы они начали выполнять правильные движения автоматически.

Упражнение №4. Переучивание.

Наклейте на ступицу руля стакер со словом «руль». Не обращайте внимания на колкие замечания ваших знакомых: «Ты что, не знаешь, что это руль?» Вы-то сами знаете, что наклейка напоминает вам о том, что руль нужно держать всегда двумя руками. Мы выполняем очень важное упражнение: учимся постоянно держать обе руки на руле. Об этом нам напоминает наклеенный стикер со словом «руль».

Основная трудность в освоении правильного руления заключается в том, что подавляющее большинство водителей уже привыкли обращаться с рулем неправильно и делают это чисто автоматически. У них выработаны вредные навыки, исправить которые очень трудно, но необходимо.

Упражнение №5. Пристегните ремни!

Грамотный и надежный водитель всегда пристегивается. Пусть это станет правилом и для вас. Ремни безопасности не только снижают последствия травм, но и отлично фиксируют тело водителя в поворотах. Сядьте в машину и пристегните ремни безопасности! Определитесь, как вам удобнее осуществлять эту рутинную процедуру. Левой или правой рукой сподручнее брать ремень, висящий на стойке? Брать его сразу за замок или сначала за сам ремень? Где и как нащупать ответную часть замка? Как пристегнуться за один присест быстро и удобно? Это важно, так как пользование ремнем станет вашей второй натурой, вашим вторым «я». Повторите процедуру пристегивания 10 раз. С этого момента вы будете пристегиваться всегда и до того, как автомобиль тронется с места! Если машина снабжена подушкой безопасности, выстреливающей из руля, а водитель не пристегнут, ему придется несладко при возможной аварии.

Тело человека превращается под действием сил отрицательного ускорения в мешок с костями, но очень тяжелыми. Человек в таком состоянии обязательно вылетит из машины в момент удара о препятствие. Вот только что он встретит головой на своем пути? Боковую стойку или лобовое стекло? Дерево, столб или еще что-то? Это уже не так важно, травмы часто бывают, увы, смертельными. Хотите испытать на себе? Так что же вы не пристегиваетесь? Ах, это с вами не случится, а случается только с другими? Ну, ну...

Упражнение №6. Тренировка периферийного зрения.

Развивайте периферийное (боковое) зрение, читая вывески, знаки, сигналы светофора, показания приборов, воспринимая ситуацию только боковым зрением. Никогда не отрывайте взгляд от дороги, старайтесь видеть как можно дальше, при этом с максимально широким углом зрения.

Чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы смотрите, оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируете периферийным зрением: это обочины, прилегающие дороги и движение на них. В любом случае возможности вашего периферийного зрения нужно повышать!

Для тренировки периферийного зрения проделайте такое упражнение. Двигаясь на автомобиле по прямой сначала на небольшой скорости (40-50 км/ч), не поворачивая голову, только взглядом вправо, сконцентрируйте свой взгляд на любой детали пейзажа. Любой! Как только сконцентрировали - увидели что-то четко (столб, дерево, вывеску и т. п.), сразу переводите взгляд налево и делайте то же самое. В этот момент фокус вашего зрения как бы раздваивается. Вы ведь продолжаете смотреть вперед на дорогу. И не только смотреть, но и видеть! Добились успеха? Попробуйте проделать то же самое, увеличивая скорость движения автомобиля.

Помните, что, двигаясь на автомобиле по прямой, вы держите голову прямо и, не поворачивая ее, а только глазами, пытаетесь увидеть что-то справа. Естественно, с первого раза может и не получиться. Тогда на низкой скорости (20-30 км/ч) сначала быстро поворачивайте голову в сторону объекта, бросайте на него взгляд, разворачивайтесь и, проезжая это же место, ловите объект взглядом, не поворачивая головы.

Упражнение №7. Минимальная скорость.

Необходимость заезжать на стоянку и парковаться вызывают у начинающего водителя большую головную боль. Можно даже испытать и глубокий стресс, особенно если приходится осваивать «механику». Одна из причин в том, что маневрирование должно происходить на скорости значительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа.

Давайте научимся «играть» педалью сцепления, что необходимо в таких ситуациях. Как только вы тронулись с места, тотчас же уберите ногу с педали газа и плавно выжмите педаль сцепления. Автомобиль начнет плавно останавливаться. «Не дай ему остановиться»,- должен произнести про себя водитель в этот момент и снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обязательно, ведь автомобиль пусть медленно, но катится, и для того чтобы поддержать это качение, мощности двигателя на холостых оборотах будет достаточно. Вы должны почувствовать игрой сцепления, что можете вести автомобиль медленнее, чем он едет на первой передаче. Научиться этому необходимо для того, чтобы перейти к выполнению маневров - поворотов и разворотов на ограниченном пространстве.

Прием перестановки, который мы рассмотрим ниже, трогание с места и езда со скоростью, меньшей, чем на первой передаче, - три кита, без которых невозможно освоить управление автомобилем.

Упражнение №8. Маневрирование.

Главные проблемы маневрирования возникают при движении задним ходом, а также в ограниченном пространстве, где очень сильно мешает увод кузова автомобиля в сторону при сильно вывернутых колесах. Для того чтобы не помять боковины автомобиля касанием о препятствия, необходимо почувствовать это боковое движение, увод корпуса автомобиля в сторону при повороте.

Перед поворотом налево, для того чтобы не задеть препятствие левыми дверьми, надо обязательно сначала сделать так называемый заход направо. Сначала это кажется странным, но постепенно привыкаешь, поверьте.

Прежде чем учиться правильно парковаться, необходимо обязательно освоить прием перестановки. Это избавит вас от многих стрессовых ситуаций. Вот одна из них. Вы хотели развернуться, но ширины дороги не хватило. Понятно, что надо подать назад, и вы делаете именно это. Ваша ошибка в том, что вы не меняли угол поворота руля, и машина поехала назад по тем же следам. Попробовали вперед и опять не вписались. Движение вперед-назад по одной и той же дуге ничего не дает. Мучение! Вовсе нет, если делать все правильно. Вот как надо. Допустим, вы разворачивались влево. Как только подъехали к препятствию, остановитесь и поверните руль до упора вправо. Теперь назад, причем достаточно проехать буквально метр. Остановитесь и выверните руль до упора влево. Вот как просто!

Обратите внимание, как легко крутить руль на месте. Это еще одно преимущество современных автомобилей, рулевое управление которых оснащено гидроусилителем. Крутить руль влево или вправо по ситуации необходимо обязательно до упора - таким образом вы максимально увеличите маневренность вашей машины, и вам потребуется минимальное место для совершения маневра.

Упражнение №9. Вариант для а/м без тахометра.

Ориентироваться в машине без тахометра можно только по звуку двигателя. Полезно попробовать газовать на холостых оборотах на похожей машине, оснащенной тахометром чтобы почувствовать этот звук, соотнося его с определенными оборотами. Кроме этого, слуховое восприятие очень важно для любого водителя, а для начинающего - особенно. Поэтому не рекомендуется громко слушать музыку в поездках. Например, часто о спускающей шине водитель узнает по нарастающему гулу от колеса. Изменение характера покрытия дороги также сопровождается изменением шума от колес автомобиля.

Упражнение №10. Дозированное дросселирование.

Установите ваш двигатель, работающий на холостом ходу, на 3000 об/мин. Затем плавно переведите стрелку на 2500 об/мин и вновь задержите, затем на 3000. Возвращайтесь вниз на 1500 оборотов, задерживаясь на промежуточной отметке. Проделайте два-три полных цикла. Старайтесь с первого раза точно попасть кончиком стрелки тахометра на риску, соответствующую желаемым оборотам, и заставьте ее застыть в этом положении.

Упражнение №11. Трогаемся с места.

Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать некое «схватывание» и тут же плавно прибавлять газ. Выполнить два синхронных действия ногами начинающему водителю обычно крайне сложно, тем более что сильно мешает дрожь в коленках. Нужно ли вообще ловить этот пресловутый момент? Действительно ли дерганье при трогании с места и упорно глохнущий двигатель - непременные спутники начинающего водителя? Попробуем по-другому.

Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто бросить педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин,- так стартуют на гонках. Попробуем мы что-то подобное, но в более щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до 1500- 2000 об/мин. Если автомобиль оборудован тахометром, научиться держать такие обороты не проблема. На это, правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку двигателя на слух. Это несколько сложнее и времени на то, чтобы освоить филигранную работу педалью газа, потребуется больше. Упражнение в любом случае очень полезное. Ученик начинает привыкать к педали газа, а главное - он начинает понимать, что педаль газа очень чувствительна и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того, что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках учатся. Как только ваш ученик научился держать постоянный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепления. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложенный прием, то поголовно все из этого числа с первого раза плавно, без рывков могут стронуть автомобиль с места.

Спросите у любого водителя с большим стажем, как он трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю педаль сцепления, в то же время увеличиваю обороты двигателя». Водитель со стажем лукавит. Но на самом деле, трогаясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать свой доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если бы он потрудился это сделать, то с удивлением обнаружил бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до 1500-2000 об/мин, не пользуясь при этом тахометром и не слушая двигателя (при автоматизме выполнения заученных действий в этом нет необходимости), и тут же плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя движениями нет паузы даже в секунду- это подтверждает, что никакого момента, когда сцепление начинает «брать», профессионал не ловит. Оптимальный вариант получается у него чисто автоматически. Профессионал трогается с места абсолютно так же, как я советую трогаться вам. Троньтесь с места описанным выше приемом десять раз подряд.

Упражнение №12. Виртуальная тренировка первой поездки.

Наилучший способ для водителя с правами в кармане, но без малейшей уверенности в том, что он умеет водить машину, внимательно прочесть не только эту главу, но и всю книгу и начать разбираться в нюансах. Лучше всего подыскать среди родственников и знакомых бывалого автомобилиста и позаниматься на площадке троганием с места и маневрированием в его присутствии. К сожалению, практика показывает, что обучение мужем жены или тем более наоборот - прямой путь к ссорам и даже разводу. Значит, оптимальный вариант - хороший знакомый или еще лучше - дальний родственник. Затем в выходной день рано утром, когда движение на улицах минимальное, можно самостоятельно выехать на улицы населенного пункта, в котором вы проживаете. Отработайте какой-то основной из ваших будущих маршрутов - например, из дома на работу и обратно или в магазин, или в поликлинику.

Вечером, перед сном, вы должны суметь проехать освоенный маршрут мысленно. Это не шутка. Сядьте удобно дома в кресло, причем ваша поза должна максимально копировать вашу посадку в машине. Закройте глаза и мысленно представьте себя за рулем вашей машины. Выезжайте на виртуальные улицы и следуйте по вашему маршруту. Представляйте себе перекрестки со светофорами, разметку дороги. Особенно живо постарайтесь представить наиболее опасные места. Это перестроения, круговое движение, объезд остановок общественного транспорта. Такая тренировка действительно работает эффективно, и повторять ее желательно после проезда по каждому новому маршруту.

Упражнение №13. Габариты.

На тренировочной площадке не обойтись без ограничителя габаритов, его роль может выполнить палка высотой не менее полутора метров на подставке. Установив ограничитель на площадке (где нет автомобильного движения), подъезжайте к нему на маленькой скорости так, чтобы он приходился по центру вашего автомобиля. Подъехав как можно ближе, попробуйте объехать ограничитель, чтобы он остался сбоку. В следующих попытках постарайтесь подобраться ближе к ограничителю до того момента, пока вы его не коснетесь. Теперь вы точно знаете, где у вашего автомобиля проходит передняя часть крыла и бампера.

Проделывая это упражнение, ни в коем случае не отрывайте лопатки от сиденья и не вытягивайте по-гусиному шею. Оставайтесь в удобной позе - только так вы научитесь правильно чувствовать габариты автомобиля.

Затем приближайтесь к ограничителю задним ходом, чтобы понять, где у вас заканчивается автомобиль, вернее, его задний бампер. Без чувства габаритов научиться маневрировать и парковаться невозможно. Сделайте ворота (для этого понадобится еще одна палка), которые всего несколькими сантиметрами шире автомобиля, и старайтесь точно попадать в них.

Упражнение №14. Попасть в колею.

С какой точностью водитель ведет автомобиль? Имеется в виду буквально след от шины. Может ли водитель направить правые колеса так точно, чтобы два раза проехать по своему собственному следу? Опытный гонщик отличается от простого водителя тем, что умеет вести машину с точностью по крайней мере в 10 сантиметров на большой скорости, и мы об этом поговорим позже. А сейчас такое упражнение.

Изготовьте из брусков ограничители и расположите их на удалении от автомобиля попарно. Проезжайте сначала левыми, затем - правыми колесами между брусков. Для начала можно просто нарисовать мелом на асфальте линию длиной не менее 20 метров (можно использовать и подходящую линию разметки). Попробуйте ехать так, чтобы правое колесо автомобиля шло точно по этой линии. Погрешность вначале будет очень велика, чтобы подкорректировать положение автомобиля, вам придется несколько раз выходить и смотреть, где в действительности находятся правые колеса вашей машины. Как только удастся установить автомобиль правыми колесами на линию, вообразите пунктир, проходящий от ваших глаз до линии на асфальте, через какой-то ориентир. Скорее всего, он будет где-то на дворниках. Так или иначе, запомните этот ориентир. Используя этот воображаемый пунктир, вы можете спокойно вести автомобиль правыми колесами по нарисованной линии. То же самое нужно проделать и с левой стороной, но это значительно проще.

В дальнейшем это упражнение вам очень пригодится, вы всегда будете знать, на каком расстоянии от края проезжей части вы ведете свой автомобиль. Вы не будете больше ударяться колесом о бордюр при подъезде к нему для остановки. Интересно, что с опытом вы постепенно забудете про свой «прицел» и начнете останавливаться у тротуара чисто интуитивно на оптимальном расстоянии (30 см). Выработанное таким образом «чувство колеи» очень пригодится при объезде ям, которыми так изобилуют украинские дороги. Само собой разумеется, что никакой ориентир на капоте или на дворниках вам уже не понадобится. А вот смотреть на яму, когда вы хотите ее объехать, будет ошибкой. В этом случае надо смотреть туда, куда вы поведете машину, чтобы объехать яму. Вспомним, что водитель всегда следует за своим взглядом.

Упражнение №15. На стоянку задним ходом.

Парковаться задним ходом очень удобно. Именно так заезжают на освободившееся место вдоль тротуара водители во всех странах мира. Машина так устроена, что при движении назад она более маневренна и может повернуть на больший угол, а главное - не мешает этот пресловутый увод корпуса в сторону при полностью вывернутых колесах. Понятно, что первое время все начинающие водители и особенно женщины испытывают при парковке задним ходом настоящий стресс. Невольно хочется избежать этого маневра всеми правдами и неправдами и просто въехать между машин на свободное место передом, а выехать с грехом пополам задним ходом как получится. Одна моя знакомая говорила: «Езжу давно, но парковаться не умею и никогда не научусь!» Ошибочное мнение. На самом деле парковаться - увлекательное занятие, особенно когда все получается. Для этого надо знать несколько секретов.

Итак, заезжаем на стоянку, расположенную вдоль тротуара, задним ходом. Очень важно остановить машину так, чтобы выбрать удачную позицию для захода. Включите мигалку! Водитель, следующий сзади, получив сигнал о том, что вы желаете парковаться и ищете свободное место, скорее всего, объедет вашу машину. Желательно, как только переднее крыло вашей машины поравнялось со свободным местом, тут же энергичным движением руля сделать так называемый заход: описать небольшой полукруг в свободное место, туда, где вы намерены запарковаться. Что это дает? Во-первых, вы четко обозначаете водителю сзади свое твердое намерение парковаться именно здесь и он, скорее всего, все-таки остановится, чтобы предоставить вам место для совершения маневра, а не будет буквально подпирать вас в задний бампер. Во-вторых, вы поставите свой автомобиль несколько под углом, что облегчит прицеливание на свободное место.

Мы договорились, что вы сначала тренируетесь на площадке, где вашу парковку обозначают безобидные предметы: вешки, конуса, стойки. Две палки, высотой немногим более метра, необходимы - они показывают углы воображаемых автомобилей, стоящих спереди и сзади. Теперь - внимание! Развернитесь вполоборота назад, положив правую руку на спинку пассажирского сиденья. Включайте заднюю передачу и смело въезжайте на парковку. Ваша задача - не упереться задним колесом в бордюр тротуара, а правым передним крылом не задеть переднюю машину. Если расстояние до тротуара оказалось слишком большим, лучше всего повторить попытку, хотя есть и другой способ. Для того чтобы исправить эту ошибку, надо переставить задние колеса в сторону, то есть вправо. Что сделать, чтобы переставить буквально на метр задние колеса вправо, если спереди и сзади ограниченное пространство? Подаем сколько можно назад и выворачиваем передние колеса до упора вправо. Все очень просто: если мы хотим переставить задние колеса вправо, то и начало маневра начинаем с поворота руля вправо. Очень важно при таком маневрировании крутить руль до упора. У нас катастрофически мало места для маневра, и если расходовать его непродуктивно, мы не справимся с задачей. Проезжаем половину расстояния, отпущенного нам до заднего бампера передней машины, останавливаемся и поворачиваем руль до упора влево. Теперь немного вперед и снова стоп! Ставим колеса прямо и едем назад. Задние колеса действительно сместились вправо. Если выехать со стоянки вам не удается, вас приперли и место очень мало, выехать поможет этот же прием. Только переставлять машину вам надо будет уже влево. Значит, первый поворот руля - влево до упора, половина пути вперед, поворот вправо до упора, вперед. Руль прямо и назад.

При маневрировании очень важно овладеть этим приемом - уметь переставлять задние колеса влево и вправо. Если при этом еще и не забывать об уводе кузова автомобиля в сторону при полностью вывернутых колесах - считайте, что парковку вы освоили! Заезд на стоянку задним ходом, параллельно стоящим машинам происходит точно так же: сначала занимаем выгодную стартовую позицию, затем подаем задним ходом, стараясь точно попасть между машин. Если совершаем ошибку, исправляем ее, переставляя задние колеса влево-вправо.

В крупных городах с парковкой в центральной части возникают большие проблемы. Любой супермаркет или просто крупный магазин в Западной Европе обязательно имеет многоэтажную надземную или подземную парковку. Иначе попасть туда на автомобиле просто невозможно. Оставишь на одной из них свою машину - и весь центр города твой! Для женщин за рулем выделены специальные удобные места, занять такое мужчине - страшный позор! Отсутствие свободных мест на парковке - настоящий бич крупных городов. «Не езди в Париж на машине. Там невозможно ездить!» - говорили мне знакомые. Оказалось, ездить можно, но запарковаться - без шансов! Поиск места у дома в течение часа вечером после работы - обычное дело. Нередко его удается отыскать только в другом квартале, и на том спасибо! Вот где экономят каждый квадратный миллиметр. Машины стоят ровно, как по линейке, буквально бампер в бампер. Никому даже в голову не придет занять одной машиной два места. Мои знакомые парижанки, бывшие москвички, рассказывали, что могут запарковаться или выехать с парковки у тротуара, если спереди и сзади есть хотя бы по три свободных сантиметра. Сначала я не поверил, но нужда заставила самого попробовать - научился. Главное - поворачивать колеса в определенной последовательности от упора до упора, а мы с вами это уже проходили.

Упражнение №16. Полное спокойствие!

Водитель, двигаясь в потоке транспорта, должен быть абсолютно спокоен, собран, уравновешен. Одна моя знакомая жаловалась, что ей очень трудно даются первые поездки по городу из-за того, что ее обуревает сильный, буквально смертельный страх. Особенно она боится помешать кому-то из других водителей. Я посоветовал ей следующий трюк: остановившись у светофора в группе автомобилей, просто выключить двигатель как раз в тот момент, когда зажжется зеленый свет светофора. Само собой, необходимо включить аварийную сигнализацию. «В первые секунды было жутко страшно: машины сзади стали невыносимо сигналить! - рассказывала потом моя знакомая. - Но я повторяла про себя, словно заклятие: полное спокойствие, кому надо - объедет!» И страх постепенно исчез, нервозность прошла, а стресс куда-то улетучился. Пропустив пару циклов светофора, моя ученица спокойно завела двигатель и при очередном зеленом сигнале, спокойно включив передачу, плавно тронулась с улыбкой на устах, как будто ничего не случилось. Действительно, у каждого автомобиля может заглохнуть или забарахлить мотор, и никакого ужаса в этом нет. Проделав этот простой психологический тест несколько раз, вы обнаружите, что панический страх кому-то помешать на дороге у вас исчез и вы находитесь в состоянии спокойствия и полной концентрации внимания. Теперь можно полностью сосредоточиться на своих проблемах, на том, как вы ездите и что делаете.

Упражнение №17. Положительный пример.

Одной женщине, новичку, никак не удавалось обрести уверенность за рулем в городском потоке. Что делать? Решение подсказала сама жизнь. Ее подруга, заядлая автомобилистка, заехала за ней на своем Porsche (разумеется, с ручной КПП), и они поехали колесить по магазинам. Как тут было не обратить внимание на то, как хрупкая женщина с легкостью управляется с тугими педалями, уверенно маневрирует в плотном потоке. «Ничего сложного, посмотри, как я это делаю», приговаривала она, зная, что ее подругу мучают проблемы с вождением. Образ женщины, такой же как она сама, но с улыбкой управляющей мощным авто в городской сутолоке, прочно засел в голове. С этого момента у нашей начинающей автомобилистки уверенность за рулем появилась как по мановению волшебной палочки в первой же поездке. Рекомендую всем начинающим женщинам проделать такое же упражнение: покатайтесь по городу со своей подругой, которая отлично водит машину, внимательно наблюдая за ее действиями. Очень важно понять: мужчина на роль эталонного водителя не годится!

Упражнение №18. Все зависит от вас.

Типичная картина: вас подпирают. То есть водитель автомобиля, идущего сзади, не собирается соблюдать дистанцию и буквально «въезжает» в багажник вашего авто. Это создает нервозную обстановку, так как правый ряд занят и при всем желании вы не можете дать дорогу. Уступить в этой ситуации в любом случае будет самым разумным решением. Мы же договорились никогда не вступать ни в какие конфликты с другими участниками движения. Плавно прикоснитесь к тормозной педали левой ногой, не снимая правую ногу с педали газа. Тормозные фонари вашей машины вспыхнут, указывая на торможение. Преследователь в панике ударит по тормозам и отстанет. Не ждите, пока он снова накатит. Включите поворотник и уступите дорогу, перестроившись в правый ряд. Поймите, что делаете это ради сохранности своего автомобиля и своего здоровья. Это упражнение не так просто выполнить, как кажется. Дерзайте!

Упражнение №19. Имитация круиз-контроля (не рекомендуется выполнять в плотном потоке транспорта).

Упражнение развивает ваше чувство автомобиля, способность к прогнозированию и учит филигранной работе с педалью газа.

Старайтесь ехать, выдерживая произвольно заданную скорость -например, 60 км/ч или 90 км/ч, но максимально точно, не давая стрелке спидометра отклоняться ни на полмиллиметра от соответствующего деления. Вы с удивлением обнаружите, что делать это невероятно трудно. Вот едва заметный подъем, и вы инстинктивно чуть-чуть прибавляете газ, но... поздно - стрелка спидометра предательски сползла вниз. Если бы чуть раньше! Ситуацию улучшит только тренировка. За стрелкой спидометра следите периферийным зрением - все внимание на дорогу!

Упражнение №20. Разгон -торможение.

Ловите оптимальный баланс автомобиля и сводите перемещение его веса к минимуму. При каждом интенсивном разгоне и замедлении старайтесь прибавлять и убавлять газ таким образом, чтобы на кузов машины не передавалось никаких толчков. Избегайте пробуксовки колес.

Упражнение №21. Остановка машины.

Это упражнение развивает способность четко дозировать тормозное усилие, а главное - увеличивать его прогрессивно. У каждого светофора и при каждой остановке нажимайте на педаль тормоза нежно и точно так же отпускайте ее. Настолько нежно, чтобы после полной остановки не чувствовалось качка кузова назад. Обращайтесь с педалью тормоза филигранно, стараясь свести к минимуму любое перераспределение веса машины. Рассчитывайте тормозной путь таким образом, чтобы замедление происходило равномерно, без грубых дотормаживаний, вызывающих клевки автомобиля. Такое обращение с педалью тормоза должно стать привычкой.

Упражнение №22. «Бархатное» переключение.

Всегда переключайте передачи настолько плавно, чтобы на кузов не передавалось даже малейшего толчка, будто вместо водителя скорость переключает «автомат». При переключениях вниз старайтесь не допускать резкого торможения двигателем, связанного с нарушением весового баланса по осям. Вообще, интенсивное торможение двигателем - контраварийный прием для машин без АБС и прочей электроники.

Упражнение №23. Имитация старта на скользком покрытии.

Трогайтесь таким образом: за секунду до старта поднимите обороты, например до 2000, выбирая свободный ход сцепления, а затем плавно отпустите педаль и, когда машина едва тронется, прибавляйте газ. Старайтесь, чтобы действия двумя педалями происходили синхронно, а стрелка тахометра в момент трогания не падала ниже исходной отметки.

Упражнение №24. Переключение передач при движении с постоянной скоростью.

Двигаясь на второй передаче, разгонитесь до 60-80 км/ч, включите третью передачу, затем снова вторую. Выжав сцепление перед включением второй передачи, поднимите обороты двигателя так, чтобы переход на вторую прошел мягко, без малейшего рывка машины. Момент переключения вверх и вниз не должен ощущаться. Повторяйте это упражнение несколько раз в день, стараясь не отклоняться от заданной скорости движения, но постепенно увеличивая скорость переключений.

Упражнение №25. Переключение вниз с торможением.

Переключайтесь вниз с торможением, делая перегазовку при включении понижающей передачи при каждой остановке у светофора! Старайтесь так точно «попадать в обороты», чтобы на кузов автомобиля не передавалось никаких рывков, даже при скоростном переключении!

Упражнение №26. Прохождение поворотов.

Поворачивайте руль на минимально возможный угол один раз в начале поворота, максимально спрямляя траекторию, и плавно возвращайте его в исходное положение на выходе. Старайтесь не доворачивать руль в повороте или на выходе из него - это грубейшая ошибка.

Упражнение №27. Чувство авто.

Вы едете по загородному шоссе. Впереди знак ограничения скорости до 40 км/ч, попробуйте ехать точно 40 км по спидометру, чтобы стрелка не отклонялась ни на миллиметр. Знак 60 км/ч - попробуйте ехать со скоростью 60. С первого раза, каким бы это упражнение не показалось простым и элементарным, у вас ничего не получится. Потому что сложно новичку держать постоянную скорость и на подъемах, и на спусках. Скорость напрямую связана с чувством автомобиля - нажимать на газ нужно немножко раньше, когда дорога пошла в горку. При подъеме скорость падает. С горки - слишком поздно отпустите газ и скоростной режим превысите. Второй пример: попробуйте не заехать на сплошную разделительную полосу колесом, а ведите свой автомобиль точно посередине ряда. Такие упражнения вырабатывают чувство автомобиля. Попробуйте ехать с оптимальной скоростью, чтобы автомобиль не клевал носом при торможении, не раскачивался и не дергался. День за днем постоянные тренировки сформируют у вас чувство автомобиля.

Упражнение №28. Тренировка чувства габарита и точности глазомера.

1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его. Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего - 20 см.

2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова. При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (±5 см), то данный навык считается усвоенным.

3. Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля. Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10–15 м влево или вправо).

4. «Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоянным, затем с переменным шагом.

5. Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.

6. Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.

7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том, чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару. Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6–8 машин). Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10–15 км/ч, в конце упражнения -25–30 км/ч. Основная задача - выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием. Рекомендуются следующие упражнения:

  • движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию - до 20 м;
  • движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.

По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например, двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т.п. Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

Упражнение № 29. Отработка навыков торможения.

Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным коэффициентом сцепления (0,1–0,2), так как именно на скользкой поверхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно приводит либо к длительному скольжению, либо к заносу и потере управляемости. Вначале обучаемым рекомендуется попробовать тормозить с полной блокировкой колес, затем прерывистым и ступенчатым способами, чтобы наглядно продемонстрировать недостатки торможения с полной блокировкой колес. Для этого на скользкой площадке водитель разгоняет автомобиль до 50–60 км/ч и от обозначенной линии прикладывает к педали тормоза максимальное усилие, вызывая блокировку колес. С помощью вешки отмечается остановочный путь.

Затем обучающий демонстрирует учащемуся прерывистый и ступенчатый способы торможения и уменьшение остановочного пути при использовании этих способов. Учащийся с помощью тренировок должен овладеть наиболее эффективным способом торможения на скользких покрытиях - ступенчатым.

Сразу после этого его обучают комбинированному способу торможения, когда используется прерывистый или ступенчатый способ с одновременным переключением передач в нисходящем порядке. После овладения различными приемами торможения, обучаются технике трогания и разгона на скользких участках, сначала на горизонтальных, затем с подъемом. Упражнение вырабатывает навык плавной работы педалью сцепления и дросселей, а также чувство начала пробуксовки ведущих колес.

Затем переходят к отработке комбинированных маневров торможения и поворота, объезда препятствий сначала на покрытии с нормальным коэффициентом сцепления, затем с пониженным. По мере овладения данным навыком постепенно увеличивают скорость вплоть до появления заноса. В экстремальных ситуациях могут помочь дополнительные, чисто спортивные, приемы торможения.

Одним из таких приемов является комбинированное торможение, когда, кроме импульсной работы педалью тормоза (ступенчатое торможение), осуществляется быстрое последовательное переключение на низшие передачи. При этом обязательно надо научиться делать перегазовку при переходе на низшие передачи, не прерывая торможения. Для этого стопа правой ноги левой частью нажимает педаль тормоза, а правой - педаль подачи топлива. Это очень сложное движение ноги необходимо вначале отработать до автоматизма на тренажере. Такой прием уменьшает возможность блокировки колес при комбинированном торможении и улучшает стабилизацию движения автомобиля. При экстренном торможении на дороге с неоднородным коэффициентом сцепления (например, на покрытии типа лед - асфальт - лед) более подойдет прерывистый способ торможения: на участках с нормальным коэффициентом сцепления - полное нажатие педали тормоза, на участке гололеда - полное опускание педали, повторять такие действия нужно несколько раз до остановки автомобиля.

На очень скользкой дороге, когда при малейшем торможении колеса мгновенно блокируются, опытные спортсмены используют особый прием торможения: правой ногой чуть нажимают педаль подачи топлива, а левой - педаль тормоза. Увеличение подачи топлива с одновременным торможением уменьшает возможность блокировки ведущих колес и тем самым повышает общую устойчивость автомобиля при торможении. Тормозить левой ногой непривычно, неудобно, она нее достаточно чувствует педаль, поэтому такое торможение удается лишь после длительных тренировок на тренажере и автодроме.

Упражнение №30. Отработка навыков управления автомобилем в заносе.

Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициентом сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточного управления - торможения на повороте. Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможение с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль может легко не принять маневра и скользить прямо, либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможения в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса. Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью «змейки» на гладком скользком покрытии.

Вначале рекомендуется разогнать автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топлива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дросселирования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону.

После твердого овладения навыками стабилизации движения автомобиля и управления заносом увеличивают скорость выполнения данного упражнения до 40–50 км/ч. После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу и эллипсу. Это упражнение позволяет закрепить технику управления и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге определенного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управляемых колес и степени открытия дросселей. Управляемый занос может быть вызван также предварительным поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой дороги (контрсмещение) с последующим обратным вращением рулевого колеса в сторону поворота.

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов водитель не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчивости корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или надколесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув руки. Правая нога на педали дросселей. Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготовки опасно, да и не всегда возможно из-за интенсивного движения на дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвращения возникновения критических ситуаций - это предельное внимание при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков. Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомендовать в этом случае водителю что либо трудно, так как все зависит от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и виражей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в любом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан искать выход из критической ситуации только на своей полосе, не подвергая опасности других участников движения. При этом иногда лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свернуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу «из двух зол выбирай меньшее».

Улучшаем способность концентрации внимания.
Умение концентрировать внимание - важнейший навык любого водителя. В процессе езды может возникать множество обстоятельств, фактов и нюансов, отвлекающих внимание водителя (на дороге ДТП, дети на заднем сиденье и т. п.). Поэтому водитель должен уметь не отвлекаться от управления автомобилем на посторонние раздражители и постоянно контролировать ситуацию на дороге. Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут существенно улучшить способность концентрироваться. Упражнение 1. Удобно сядьте напротив зеркала и расслабьтесь. Следите, чтобы дыхание было ровным, спокойным и размеренным. Сфокусируйте взгляд в зеркале на точке между вашими бровями и смотрите только в эту точку, не моргая. Мышцы лица в это время должны быть расслаблены. Все мысли, которые возникают, немедленно отгоняйте: все внимание должно быть сконцентрировано только на точке, в которую вы смотрите. При возникновении непреодолимого желания моргнуть устройте небольшой отдых, посмотрев куда-то вдаль. Эффективность упражнения определяется тем, насколько долго вам удается удержать взгляд на выбранной точке. Упражнение 2. Немного усложним предыдущее упражнение. После фокусирования внимания в течение долгого времени на выбранной точке вы заметите, что отражение лица в зеркале немного расплывается. Закройте глаза и постарайтесь в уме смоделировать те либо иные дорожные ситуации и варианты вашего поведения в них. Представьте себя за рулем и четко обрисуйте каждое действие, которое вы предпримете для выхода из сложной дорожной обстановки без неприятностей (или хотя бы сократив их до минимума). Данное упражнение позволяет не только повысить способность к концентрации внимания, но и закрепить либо сформировать полезные навыки управления автомобилем и поведения в неблагоприятной дорожной ситуации. Начинать моделирование ситуаций следует с простых навыков: выполнение поворота на перекрестке, начало движения, перестроение и т. д. Постепенно усложняйте воображаемые ситуации, доводя их в уме до критических (занос автомобиля на скользкой дороге, внезапно появившееся препятствие и др.). Упражнение 3. Это упражнение особенно полезно для рассеянных людей. Возьмите палку, поставьте ее на ладонь в вертикальном положении и уравновешивайте ее. При этом смотреть можно только на верхний конец палки. При регулярных тренировках вы почувствуете результат уже через короткое время.

Водитель за рулем автомобиля удерживает в поле своего зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, периодически следит за показанием приборов на панели приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает информацию о выполняемых действиях по управлению автомобилем. Все эти сведения – результат воздействия различных предметов или явлений на нервные окончания соответствующих органов чувств. Эти возбуждения передаются в головной мозг, вследствие чего возникают ощущения, то есть отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно действующих на органы чувств.

Ощущение – начальный источник всех наших знаний. Последующим этапом обработки поступающей информации является более сложный познавательный процесс, чем ощущение – восприятие, в котором качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии в виде единого образа.

Процесс восприятия связан не только с ощущением, но и с действием, необходимым для понимания сущности предмета или явления. Водитель за рулем автомобиля вынужден воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Их восприятие водителем связано с необходимостью переключать внимание с одного объекта на другой в зависимости от их важности и складывающейся дорожной обстановки.

Качество восприятия, то есть его быстрота, полнота и точность, зависит от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Психический процесс правильного восприятия зависит от способности человека к восприятию пространства и времени .

При восприятии пространства (формы, величины, объема предмета и расстояния между предметами) зрительные ощущения связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, сохранившимися от прошлого опыта.

Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами, в частности, восприятие удаленности от него предметов – глубинное зрение .

Практически наиболее правильно воспринимает пространство водитель, знающий размеры предметов, часто встречающихся в пути. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер – важное качество водителя. В таблице 1 приводятся некоторые объекты и расстояния, с которых они становятся различимы.

Правильное восприятие пространства зависит от опыта водителя. Так, например, начинающий водитель из-за неумения правильно оценивать ширину дороги необоснованно снижает скорость или даже останавливает автомобиль, дает ненужные звуковые сигналы. Лишь с опытом приобретается способность правильно оценивать расстояния. Ошибки в оценке ширины проезжей части могут допускаться и опытными водителями при переходе с малого автомобиля на большой. Обычно необходимы 2–3 недели работы, чтобы обрести уверенность в себе и снова достаточно точно определять расстояния.


Таблица 1

Объекты восприятия – Расстояние, м

Отдельные люди – 2000

Километровые столбы на шоссе, общий контур человека – 1000

Движения рук и ног человека – 700

Головной убор, переплет окон – 400

Голова, плечи, цвет одежды – 300

Лица людей, кисти рук – 200

Кирпичи в стене, форма и цвет листьев деревьев – 100

Глаза, нос, пальцы рук человека – 60

Веки глаз – 20

На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет (в черный или синий), переоценивается, то есть автомобиль кажется водителю дальше, чем это есть на самом деле, а расстояние до автомобиля, окрашенного в светлые тона (особенно в желтый и красный цвет), наоборот, недооценивается.

Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. Именно этим объясняется то, что автомобили, окрашенные в темные тона, в авариях чаще всего сталкиваются также с автомобилями темной окраски.

Правильное восприятие времени является важным качеством водителя. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно микроинтервалы времени при различных маневрах автомобиля на больших скоростях, в ряде случаев имеет решающее значение в обеспечении безопасности движения.

Водители, особенно с небольшим стажем работы, могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных промежутков. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда при «дефиците» времени водителю кажется, что времени вполне достаточно для выполнения маневра. Эта ошибка может привести к роковым последствиям. На точность восприятия времени также влияют индивидуальные особенности человека, его эмоциональное состояние.

Развить чувство времени у водителя можно систематической тренировкой.

При управлении автомобилем предметы могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Причины иллюзий различны. Наиболее часто возникают иллюзии вследствие контрастности, целостности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и другие.

Чем больше скорость автомобиля, тем больше скольжение соотношения пропорций окружающих предметов. Водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу более узкой, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклоняться в сторону осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже или шире, чем в действительности, а также может возникнуть иллюзорное восприятие подъемов и спусков. Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначительном искажении действительности они легко могут привести к аварийным ситуациям на дороге.

Иллюзии могут возникать у водителя с различной частотой, в различной форме, степени выраженности и стойкости. Частота возникновения иллюзий зависит от яркости возникающих представлений у некоторых лиц, которые отмечают, что «стоит только подумать или усомниться в правильности восприятия, как возникает иллюзия».

Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: отрицательные эмоции (страх, неуверенность и др.), ослабление внимания или высокая его концентрация в течение длительного времени, утомление, неправильная рабочая поза водителя и др.

Основными мерами борьбы с иллюзиями являются: создание нормального режима труда и отдыха водителей, особенно в ночное время; изучение причин возникновения иллюзий; выработка прочных навыков в управлении автомобилем и исправление недостатков внимания.


| |

Как вы знаете наши дороги постоянно , что очень отвлекает внимание любого водителя. Плюс к этому, на дорогах можно встретить водителей у которых неадекватное поведение по различным на то причинам (кто-то из-за отсутствия опыта, и т.д.). В этой ситуации у многих водителей по причине таких действий на дороге заметно снижается собственная безопасность. Вы ни в коем случае не должны быть похожими на таких горе автомобилистов. Наше интернет издание выбрало для вас десять определенных способов, которые помогут сохранить вашу безопасность на дороге во время передвижения на машине и сделают вас надеемся, более умелыми и опытными водителями.

10) Почувствуйте лично сами ваш автомобиль на скользкой дороге


Как это может помочь и научить лучше водить автомобиль: Выберите для начала безопасное место, чтобы . Это может быть любая пустая автостоянка или площадка по обучению вождению. После прошедшего дождя или снега сразу отправляйтесь в подобное место, чтобы научиться лучше чувствовать автомобиль на скользкой дороге. На скользкой дороге вы сможете узнать пределы вашей собственной машины, а также определить, в каких конкретных ситуациях она теряет сцепление с дорогой.

Для того чтобы в полной мере почувствовать автомобиль необходимо, на мокрой или обледенелой дороге попытаться сделать все так, что б машина начала терять сцепление с дорогой. Для этого необходимо, при резком наборе скорости вращать колеса машины в разные стороны, чтобы тем самым снизить ее сцепление с дорожным покрытием. Помните, все это делать вы должны в строго безопасном месте, где нет ни фонарных столбов, ни других автомобилей. .

9) Автомобильные видео игры


Вы возможно считаете, что такие видео игры не помогут вам научиться лучше водить машину? Тогда ответьте на один вопрос, почему пилоты самолетов долгое время обучаются на компьютерных симуляторах? На самом деле эти видео игры конкретно могут помочь любому водителю улучшить свои навыки в вождении. Дело здесь в следующем, существуют игры, которые практически представляют собой такой же виртуальный . Именно такие игры смогут обучить непосредственно водителя и внимательности (без которой на дороге не куда нельзя), и нужной реакции, и визуальной траектории движения машины, а также позволят ему на подсознательном уровне закрепить в своей памяти некоторые определенные действия, которые станут необходимыми для дальнейшего управления автомобилем в реальной жизни.

8) Научитесь обязательно управлять машиной с механической коробкой передач


Как это может помочь научиться лучше водить автомобиль: В последние годы доля автомобильного парка с автоматической коробкой передач неуклонно растет вверх. В первую очередь это связано с таким фактором, что автоматические трансмиссии намного удобней и практичней. Но к нашему разочарованию, такая автоматическая коробка передач не дает вам полного ощущения всего автомобиля. Многие новички на дороге в наши сегодняшнии дни, к сожалению умеют управлять машиной только с автоматической трансмиссией. Дело тут вот в чем, обучаться и теперь можно как на автомобиле с механической КПП, так и на оборудованной автоматической коробкой передач.

Помимо всего вы должны учиться на определенной практике так называемой "ситуационной осведомленности", это очень важно во всех аспектах нашей жизни, и тем более тогда, когда вы находитесь за рулем вашего автомобиля. Вождение машины с механической коробкой передач позволяет водителю оценивать на дороге более реальную ситуацию и всегда быть более внимательным во время движения. Для того чтобы быть более внимательным на дороге, вы должны научиться видеть все то, что окружает вас во время .

Начините сначала с простого, попытайтесь научиться видеть во время своего движения. Далее, во время своей поездки вы должны научиться не пропускать ни одного пешеходного перехода и не одну дорожку, предназначенную конкретно для велосипедистов. Научившись без особого труда читать все знаки и ту же разметку на дороге, вы постепенно переходите к следующему приобретению нужных вам навыков.

Теперь вам необходимо научиться при движении на машине видеть и замечать все автомашины, которые движутся вокруг вас.

В том числе это касается и мотоциклов, которые вы должны научиться не выпускать из вида и замечать их моментально, когда они проезжают мимо вас.

Это один из ключевых моментов внимательности помимо мастерства управления автомашиной, который преподают в любой автошколе спортивного вождения. Дело тут вот в чем, умея управлять машиной но не имея той нужной внимательность на дороге (например, если вы не наблюдаете за всеми транспортными средствами находящихся вокруг вас), в экстренной ситуации вероятнее всего вы не сообразите, что делать и как вам поступить, в какую сторону надо повернуть. Причина очень проста, - вы не были в курсе вашего окружения на дороге.

1) Больше ездите на автомобиле


Как это может помочь научиться лучше водить автомобиль: Л учшее, что вы можете сделать, чтоб стать более опытным и умелым водителем, это прежде всего практика, практика и еще раз практика. Чем больше будете ездить за рулем автомобиля, тем больше опыта вы будете получать. Получив маленький опыт в автошколе и далее закрепив его самостоятельно на специальных площадках, а возможно пройдя даже курсы дополнительного мастерства по управлению автомобилем, вы постарайтесь не отказываться от дальнейших поездок на машине. Никогда не бойтесь садиться за руль. Имейте в виду, если вы лишний раз будете опасаться куда-то ехать, то страха у вас будет еще больше чем прежде, и выйти из этого порочного круга будет очень тяжело.

Замены и альтернативы этому просто нет. Это точно так же, как игра на музыкальном инструменте или занятие лыжным спортом. Без каждодневной практики вы не сможете закрепите свой опыт вождения и со временем просто его растеряете. Ведь многим из нас известно, что если музыкант будет играть на музыкальном инструменте всего 4 раза в год, то наверняка он просто разучиться владеть в совершенстве своим игровым мастерством (если конечно он не Моцарт). Также обстоят дела и с навыком вождения автомобиля (если только вы не второй великий Сенна).

Таким образом вам просто надо запомнить, если вы остерегаетесь своей машины и недавно получили водительское удостоверение, т.е. права, то, самое первое, что вам необходимо сделать, так . Вы боитесь машин? Это поправимо, тренируйтесь тогда конкретно на специально отведенной площадке или выезжайте на дорогу в 4 утра, когда в вашем населённом пункте все дороге практически еще пустые.