Велосипед. Учимся ездить на его заднем колесе

Мар 15, 2012 автором в рубрике

Безусловно, очень многие видели занимательные видео-клипы, в которых профессиональные райдеры эффектно и эффективно ездят на заднем колесе, выполняя различные трюки. Зрелище, стоит признать, очень захватывающее. Вообще, серф – езда на заднем колесе – приобретает все большую популярность. Без этого элемента не обходится ни один вид экстремального катания. Поэтому нет сомнений насчет того, что практически каждый подросток хотел бы научиться ездить на заднем колесе, чтобы удивить своих прекрасных подруг.

И можно не сомневаться, что практически каждый, у кого есть велосипед , предпринимал самостоятельные попытки научиться ездить серфом. Естественно, в большинстве случаев эти попытки оканчивались неудачно. Однако отчаиваться не нужно, потому что езда на заднем колесе – это вполне достижимая цель. Учиться сложно, но ведь никто не обещал легкой жизни.

Первый урок – правильно выдергиваем руль.

Приступаем к обучению. Необходимо усвоить, что для езды на заднем колесе райдер ни в коем случае не должен сидеть – он должен находиться на педалях. Во время движения требуется постепенно переносить вес своего тела на заднее колесо. Одновременно вместе с этим необходимо прямыми руками (только прямыми, ни в коем случае не согнутыми) медленно подтягивать руль за собой. Ноги также работают – они плавно сгибаются до прямого угла в 90 градусов.

Таким образом, самое главное, что должен уяснить любой начинающий серфист, — прямые руки и согнутые в коленях ноги. В противном случае ничего не получится.

Второй урок – контроль за велосипедом

На какой скорости необходимо ездить? Это зависит только от райдера. К примеру, если велосипеды едут на очень маленькой скорости, то выдернуть руль очень сложно. Зато меньше шансов упасть с велосипеда и набить себе шишек. Короче говоря, вы подобрали оптимальную скорость, плавно выдернули руль. Остается только поймать точку равновесия. Самая простая часть пути пройдена. Теперь необходимо научиться удерживать равновесие. А сделать это, меду прочим, не так то и просто. Требуется балансировать при помощи движений руля, а также рук и ног. Придется потратить немало времени на то, чтобы держать равновесие во время езды на заднем колесе.

Третий урок – совершенствуем свои навыки

В общем-то, на этом все. Основы серфа вы теперь знаете. Остается только еще раз все перечитать и приступать к тренировкам. Чтобы добиться успеха, необходимо тренироваться постоянно, а не время от времени. Лишь тогда вы сможете удивить окружающих ездой на заднем колесе.

1. Для начала необходимо поставить на переднее колесо самую маленькую звезду, а сзади нам понадобится средняя 1-3. Учтите, что катаясь на колесе, вам придется всегда держать на тормозе один или два пальца.

2. Не пренебрегайте вышеупомянутыми размерами звезд, только это вам гарантирует устойчивость и набор скорости. Итак, найдите прямолинейный участок дороги, или который располагался бы немного в гору. И начинайте потихоньку ехать, при этом наклоняясь к рулю.

3. Когда нога, которой вы отталкиваетесь, у вас будет в верхней точке, нужно будет действовать быстро. Нога в верхнем положении, а значит, мы рвем руль на себя. Не поднимаясь с сидения необходимо жать на педали. Получится что велосипед из под вас вылетит.

4. В этот момент ваше движение должно быть сильным, чтобы не дать переднему колесу опуститься вниз. Следите за балансом. Когда вы почувствуете, что велосипед клонится назад, плавно надавите на задний тормоз, а потом сразу отпустите ногу.

5. Следите, чтобы ваш «железный конь» не поднялся сразу на два колеса. Когда вы нажмете на тормоз и переведете баланс, сильнее, чем обычно надавите на педали. И далее действуйте в том же направлении.

6. Если вас отклоняет в разные стороны, то выставлять баланс нужно по-другому. Когда вас клонит вправо выставите в сторону левое колено, ну а если вас наклоняет в левую сторону, отклоняем правое колено. Тоже самое происходит и с рулем.

7. С ногами однако совладать намного сложнее, чем с рулем. Если вас сильно поведет в сторону, то отведение колена вам может не помочь. Поэтому используйте метод сёрфа, то есть пусть у вас постоянно будет колено отведено. Это будет очень эффективно. И устойчивость будет намного выше.

8. Самое главное в езде на заднем колесе это понять принцип. Понимание и ежедневные тренировки обязательно дадут свой результат. Выдержки вам и успехов в достижении поставленных целей

Включите правильную передачу. Большинство людей, когда учатся ездить на заднем колесе, включают скорость, при которой легче всего крутить педали. Это соответствует самой большой звездочке на заднем колесе и самой маленькой звезде на шатунах. Для начала это подойдет, но для более продвинутого уровня нужно включать вторую звезду на передней перекидке и одну из средних звезд сзади. Вы должны поддерживать скорость 10-15км/ч, а слишком низкая передача не позволит вам хорошо разогнаться, и вы потеряете равновесие.

Убедитесь, что ваш задний тормоз исправен. Задний тормоз это очень важная часть длинной поездки на заднем колесе, убедитесь, что он работает хорошо, чтобы не упасть когда будете ехать на большой скорости. Если он не будет работать, вероятнее всего вы шлепнитесь мягким местом на землю. Во время езды на заднем колесе, вы должны держать один или два пальца на тормозной ручке.

Опустите сидение. Вам нужна максимально стабильная позиция, так что чем ниже будет опущено сидение, тем легче будет сохранять равновесие.

Заблокируйте задний амортизатор. На «хардтеэйлах» гораздо легче ездить на заднем колесе, чем на «двухподвесах». Но если вы обладатель последнего, то поищите, есть ли у него возможность блокировки. Играющий задний амортизатор будет сильно влиять на ваш баланс.

Найдите подходящую тренировочную площадки. Найдите длинную прямую и ровную дорогу, под небольшим уклоном. Учиться ездить в горку проще, чем с горки, так что пользуйтесь этим на первых этапах обучения. Также попробуйте найти место, где не будет ветра. Даже легкий ветер будет вам мешать.

Поднимайте переднее колесо в воздух. Старайтесь направлять велосипед прямо, когда готовитесь стать на заднее колесо. Чтобы поднять переднее колесо, сильно давите на педаль и тяните руль на себя.

Не прекращайте крутить педали. Крутите педали равномерно и интенсивно.

Пользуйтесь тормозом. Когда почувствуете, что начинаете переворачиваться – нажимайте на задний тормоз. При нажатии, переднее колесо будет опускаться, чтобы не дать ему коснуться земли, начинайте более интенсивно педалировать. Езда на заднем колесе требует хорошего чувства равновесия, так как точка баланса находится как раз в том месте, где вы почти падаете назад. С опытом, вы поймете, что проще всего держать велосипед на заднем колесе как раз, когда вы в точке баланса. Когда вы найдете эту точку, вам чаще придется пользоваться тормозами, и аккуратнее крутить педали. Если вам приходится очень интенсивно крутить педали, чтобы поддерживать переднее колесо в воздухе, значит, вам нужно сильнее отклониться назад и ловить точку равновесия. С опытом, вы найдете нужную точку и сможете удерживаться в ней все дольше и дольше. Вскоре, вы сможете объехать на заднем колесе весь город, попутно ловя воздушные поцелуи от своих поклонниц.

1. Предмет обучения

Вилли. По-английски - wheelie. Слово это изначально означает езду на заднем колесе на любом двухколесном транспорте, и, в общем-то, любым способом. Однако на MTB «вилли» называется езда на заднем колесе, при которой райдер сидит на сидушке и держит баланс наклоном тела, тормозом и кручением педалей. Трюк когда райдер едет на заднем колесе крутя педали стоя называется, хотя так тоже можно довольно далеко ехать (это актуально для триалистов - у них нет сидушек).

2. Скорость

Сложно точно назвать скорость, с которой лучше всего учиться делать вилли. В принципе, для освоения это не так уж и важно, главное - не ставьте очень большую или очень маленькую передачу. Передача должна быть примерно такая, с какой вы обычно перемещаетесь по тротуарам - ну, или чуть легче. Обычно это в районе от 1-5 до 2-4 (однако, опять же, в других статьях советовали даже больше 2-4 - пробуйте все варианты). Учиться дергать нужно где-то с 10-12 км/ч - с места (или с маленькой скорости) делать вилли будет гораздо сложнее.

3. Место

Естественно, поверхность должна быть ровная и без выбоин - по такой, даже умея, тяжело ездить. Учиться делать вилли гораздо легче в горку. Почему - описано ниже. Под горку не стоит даже пытаться - это будет только сбивать.

4. Подготовка

Сразу оговорюсь - абсолютно все делаем, не отрывая пятой точки от седла. Толчковая нога - та, которая при обычной езде (при банике, при всех трюках) находится сзади (на ней удобнее прыгать на одной ноге и ее вы выставите, чтобы не упасть, если вас неожиданно толкнут в спину). Палец держим на заднем тормозе, тормоз должен быть хорошо настроен и отрегулирован - конечно, желательна гидравлика, однако на ви-брейках тоже можно запросто крутить вилли.

Едем. Сгибаем руки в локтях, немного нагибаемся к рулю. Так едем до того момента, пока шатуны не будут параллельны земле (или под углом - так, что передняя нога ниже задней), а толчковая нога не будет находиться сзади. Если непонятно, объясню по-другому - начальное давление на педаль делает толчковая нога - для этого она должна находиться в «заряженном» состоянии, т.е. сзади или сверху. В этот момент делается рывок.

На видео хорошо видно, как выдергивается велосипед в вилли.



5. Рывок

Из этого положения резко прокручиваем педали и, выпрямляя руки, дергаем вел назад.

Внимание : основное усилие делается на педали, корпусом просто перемещаем центр тяжести назад. Если сильно дергать руками, велосипед будет сильно колбасить, и удержать баланс будет сложнее.

Во время обучения обращайте внимание на силу рывка - у новичков две основные ошибки: «перевыдерг» - вел выдергивается слишком сильно, байкер пугается и резко нажимает на тормоз (повторяться это может много раз) - и «недовыдерг» - вел выдергивается недостаточно, чтобы дойти до точки баланса, байкер едет на заднем, но недолго - из-за ускорения (об этом ниже). И то, и другое нежелательно. Старайтесь найти промежуточное состояние - в этом вся суть вилли.

6. Баланс

Руки во время вилли всегда прямые в локтях . Обычно дело обстоит так: начинающий райдер, проехав метра два, в последний момент сгибает руки и проезжает лишние полметра. Создаётся впечатление, что это помогло, и он начинает при любом маломальском завале вперёд гнуть локти, в итоге, вместо того, чтобы выровняться при помощи подкрута, и поехать дальше, он проезжает те же полметра (в лучшем случае) и переднее колесо опускается на землю.

Крутим педальки. Клонит вперед - крутим быстрее (сильнее отклоняемся корпусом назад, сгибаем спину, съезжаем попой по сидушке), заваливает назад - притормаживаем (выгибаем спину, двигаемся попой на сидушке вперед, можно даже голову наклонить, главное - не сгибать руки! Это не поможет!). Важно научиться тормозить плавно, по чуть-чуть, чтобы не сразу опускать колесо на асфальт, а просто чуть-чуть снижать. Клонит вправо - выставляем левое колено в сторону, правое прижимаем к раме. Рулем и телом совершается поворот (который тоже участвует в балансе - чтобы не упасть вправо, мы вправо поворачиваем). Клонит влево - то же самое, но в другую сторону. На самом деле довольно сложно описать всю технику баланса, тут участвуют и тело, и колени, и переднее колесо, в общем, все, что только можно. Усвоить баланс поможет только практика. А когда вы научитесь хорошо делать вилли, вы сможете поворачивать и даже ездить кругами на заднем колесе.

На видео можно хорошо рассмотреть, как райдер балансирует, чтобы не упасть влево/вправо.



7. Теория

Очень важный момент: это тяжело объяснить на словах, но я попробую. Вот посмотрите на это художество:

Рисунок 1 - вел едет на обоих колесах. Все усилие педалирования переходит в набор (или поддержание) скорости, и вел едет прямо. На рисунке 2 изображена основная ошибка новичков (после согнутых рук, конечно) - велосипед в таком положении будет ехать на заднем колесе, но недолго (если крутить педальки с постоянной силой и скоростью). Вначале вел немного поднимется, «покозлит», но, по мере набора скорости, колесо опустится, и поедете вы, как простой турист. Я не особо силен в физике, но думаю, что это происходит потому, что переднее колесо поднимается не за счет баланса, а только за счет крутящего момента от ускорения, т.е. чем сильнее ускоряетесь - тем выше поднимаетесь. Но ускоряться невозможно вечно, поэтому правильное вилли - это вилли с минимальным ускорением.



5) руки всегда прямые - помните об этом

6) не останавливайтесь на одном-двух оборотах педалей, продолжайте крутить как можно дольше - ноги так же участвуют в балансе, как и тело

7) чувствуйте тормоз - при нажатии на него колесо не должно сразу же биться об землю, оно должно лишь немного опускаться

8) больше дрючьте, но меньше зацикливайтесь - как только чувствуете, что устали, и все перестало получаться - сделайте паузу, займитесь чем-нибудь другим

Когда вы научитесь уверенно ездить на заднем колесе, можно начать учить фишки, связанные с вилли - one-hander, one-footer, no-footer, crankflip и т.д., но об этом - в других статьях.

Среди поклонников велосипедной езды весьма популярны размещенные в интернете видеозарисовки, где опытные мастера умело и эффектно передвигаются на заднем колесе. Зрелище это достаточно интересное, вызывающее у тинэйджеров особое желание научиться подобной практике езды.

Передвижение на заднем колесе велосипеда называется Wheelie (вилли) или серф-езда . Чтобы научиться этому, понадобится несколько обязательных уроков, поэтапно раскрывающих технику и тонкости трюка.

Готовимся к первым занятиям

Учимся правильно контролировать свой велосипед

Итак, достигнуты первые успехи – удается проехать определенную дистанцию на заднем колесе. Необходимо теперь учиться управлять велосипедом в таком положении.

Опять вспоминаем физику, правила векторного разложения приложенной силы, в данном случае – от центра тяжести. Использую свои колени в качестве противовеса, можно достаточно быстро научиться «рулить» — достаточно наклонить их в нужную сторону поворота. Понятно, что должны быть исключены резкие движения – это спровоцирует неизбежное падение.

Можно регулировать направление движения и с помощью руля, но в зеркальном виде – для поворота направо руль выворачивается влево, и наоборот. Побольше практики – и каждый велосипедист найдет для себя наиболее приемлемый способ выполнения поворотов.

Зачастую возникают споры – лучше сидеть в седле или стоять на педалях на полусогнутых ногах. Общего рецепта нет – обе методики имеют право на существование, главное, чтобы соблюдалось правильное расположение центра тяжести над задним колесом. Кстати, во многом это зависит и от конструкционных особенностей велосипеда. Во всяком случае, обладая хорошими навыками, можно будет ездить, сидя в седле, с видом полнейшей безмятежности.

Типичные ошибки начинающих

  • Зачастую, страх перед падением преобладает над желанием выучиться этому трюку. Посоветовать можно одно — преодолеть его . Немалую роль в этом может сыграть защитная амуниция, позволяющая избегать серьезных травм. Кроме того, можно, для начала, попрактиковаться в правильном соскоке на обе ноги с велосипеда, вставшего на дыбы и вышедшего из под контроля, пропуская его «под себя» — это, наверняка, прибавит уверенности.
  • «Опускание рук» после первых неудач. Не надо надеяться, что успех придет моментально. Не верьте тем, кто говорит, что поехал с первого раза. Даже обучение простой езде на велосипеде требует времени и терпения, что уж говорить о таком экстремальном виде вождения. Практика показывает, что значимые успехи приходят после недели тренировок.
  • Про это уже говорилось – при отрыве переднего колеса нельзя полагаться только на рывок руля руками – это тупиковый вариант.
  • Не следует пригибаться к рулю, даже если это кажется самым безопасным положением – центр тяжести в такой позе удержать невозможно.
  • Резкие движения, разгоны и торможения – прямой путь к падению. Все должно быть плавно и соразмеренно.

Для того, чтобы научиться ездить на заднем колесе, важно не бояться и не паниковать при первых неудачах. Только упорные тренировки принесут со временем положительные результат. Однако, пройдет время, когда вы посмеетесь на собой теперешним, когда подобный трюк будет легко исполняться рефлекторно и странной покажется даже мысль, что этого кто-то не может освоить.

Видео

Видео наглядно покажет как нужно поднимать переднее колесо и сохранять равновесие: