Терминология. Терминология Что такое пит лейн в формуле 1

Апекс - точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это "пик" поворота, момент перелома траектории. То место, где поворот начинает заканчиваться, как бы странно ни звучала эта фраза. "Поймать" правильный апекс - значит, выйти из поворота на максимальной скорости. В момент прохождения апекса у руля максимальный угол.

Боксы - по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь "гаражей". Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.

Паддок - специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Болид (электро-болид, эболид) - вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или "эболид" (от автора).

Большой шлем - редкое статистическое достижение автогонщика. Для "получения" Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:

  • лидерство от стартовых огней до клетчатого флага;
  • лучший круг в гонке.

Из этих условий следуют выводы: чтобы взять Большой шлем, пилот должен сначала победить в квалификации, а затем и в гонке. При этом надеяться, что ни на одну секунду его не опередит ни один соперник. А ещё проехать один из гоночных кругов как можно быстрее. Большой шлем - штука редкая. За неё не начисляют очков, да и следят за этим показателем лишь преданные болельщики спорта. Тем не менее, в некоторых классах автоспорта (в частности, в Формуле Е и в различных молодёжных сериях) небольшие в гонке. В Ф1 такого нет.

Боевой круг - не следует путать с лучшим (быстрым) кругом. Обычный круг, который гонщик проехал с полной отдачей. Впрочем, в квалификационном режиме боевой круг - один из тех, на которых пилот старается показать наилучший результат (в отличие от прогревочного круга и круга возвращения в боксы).

Быстрый круг (лучший круг) - На самом деле, правильнее будет "быстрейший круг". В гоночном режиме это тот круг, который гонщик проехал за наименьшее время по сравнению с соперниками, либо лучший круг по сравнению с другими своими кругами. В квалификации быстрый круг - несколько иной термин. Это тот круг, который гонщик идет в максимально возможном (боевом) темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

Дубль - ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).

Закрытый парк (фр. parc ferme): специально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой - убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

Квалификация - соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

Классификация - итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 - не менее 90 %).

Гоночные флаги - Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага - его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).

  • Клетчатый флаг - флаг, который показывается гонщикам на финише.
  • Желтый флаг - предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки. В зоне жёлтых флагов гонщики обязаны двигаться без обгонов со скоростью, на которой можно объехать препятствие.
  • Красный флаг - остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
  • Зеленый флаг - старт гонки. Рестарт гонки. опасность миновала. Отменяет действие жёлтого флага.

Кокпит (англ. cockpit) - открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссары (стюарды, маршалы) - обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.

Леденец - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лоллипоп (англ. lollipop - леденец) - человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота

Лучший круг - самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.

Микст (промежуточная резина) - шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс - класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Нон-стоп - тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) - специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

Пелетон (пелотон) - множество машин, участвующих в гонке.

Пилот (гонщик) - водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) - остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Подиум - первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.

Поул-позиция (поул) (англ. pole position) - первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.

Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) - один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.

Прогревочный круг - в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Свободные заезды (практика) - заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Слики (англ. slicks) - абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) - езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим - важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме - сильная недостаточная поворачиваемость.

Граунд-эффект (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу. Чем выше класс автомобилей в серии, тем сильнее влияние граунд-эффекта на общую скорость болида. В Формуле Е граунд-эффект практически не важен, здесь сравнительно примитивная аэродинамика. В Ф1 граунд-эффект играет очень важную роль.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash - буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу - очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).

Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно - согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).

Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.

Стартовая прямая - прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.

Финишная прямая - в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) - место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции - и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.

Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - «остановись-и-езжай») - штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.

Хет-трик - достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Шикана - последовательность поворотов.

Шпилька - резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.

Эска - связка поворотов в форме латинской буквы S.

Электронная деревня -

Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) - кратковременное увеличение мощности болида в гонке (). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.

Все владельцы билетов на четыре дня Гран-при России Формулы 1 получили возможность прогуляться про пит-лейн.

Казалось бы, что может быть интересного в том, чтобы пройти мимо боксов команд в день, когда заезды еще не стартовали, а пилоты не заняли места в кокпитах? Много!

Во-первых, на местах все оборудование и болиды, и все это отполированное «богатство» можно увидеть не на экране телевизора, а «живьем».

Во-вторых, механикам тоже нужны тренировки, и с этой целью они используют именно свободный четверг. У Ferrari в программе небольшая зарядка с использованием эспандеров и долгая практика по отработке пит-стопов. И все это буквально в метре от зрителей! У других команд зарядка, возможно, и отсутствует, но упорные тренировки по имитации пит-стопов – в программе.

В-третьих, в четверг все гонщики уже в паддоке, и нет-нет, а появляются в боксах. Для болельщиков это единственная возможность увидеть их вблизи. И кому-то из прогуливающихся в нынешний четверг повезло увидеть своих кумиров!

В рамках FORMULA 1 ГРАН-ПРИ РОССИИ возможность экскурсии по пит-лейн доступна всем обладателям билетов на 4 дня, а это тысячи тысяч! Надеемся, счастливые тысячи тысяч. Во всяком случае те, с кем мы поговорили на выходе с пит-лейн, улыбались.

Семья из Москвы на Сочи Автодроме во второй раз. Приехала потому, что в предыдущий очень понравилось. В 2016-м супруги прихватили с собой еще и двоих дочерей. «Пройти так близко от боксов это совсем друге, чем сидеть на трибуне, - говорит отец семейства. – В прошлом году во время прогулки по пит-лейн нам даже удалось прикоснуться к болиду… Классно! Только что, кстати, видели Дженсона Баттона. В боксах стоял Джин Хаас – молодец, дядька! На Гран-при в другие страны пока не ездили, решили начать с Сочи. И нам очень нравится. В этом году, кстати, здесь все организовано гораздо лучше, чем прежде – ни толкучки, ни проблем. Все отлично!»

Молодой человек, одетый в куртку команды Red Bull Racing,​ рассказал, что приезжал на Гран-при России в 2014 году и теперь вернулся: «Очень понравилось, ощущения были феноменальные! Я живу в Новосибирске и всегда смотрел гонки Формулы 1 по телевизору. Знаете, как было в 2014-м: еще в пятницу я наблюдал за свободными заездами из дома, а потом взял билеты и полетел в Сочи! Все было спонтанно. Люблю Формулу 1, смотрю с 1994 года, болел за Михаэля Шумахера, за Ferrari, за другие команды, а вот на гонке оказался только в 2014-м. Мы здесь с братом, который тоже большой поклонник Формулы 1, болеет за одного пилота – Себастьяна Феттеля. Я сейчас, как видите, за Даниила Квята и за Red Bull Racing. Когда смотришь гонки по телевизору, все иначе. В реальности сталкиваешься с объемом болидов, с масштабом трассы… Все и интересно, и быстро».

Пара молодых людей - молодой человек и девушка – приехали в Сочи из Рязани. «Постояли возле боксов, разумеется пофографировали и пофотографировались сами, - улыбается дама. - На Гран-при России мы в первый раз, да и вообще на Гран-при – впервые. Приехали потому, что посоветовала подруга. Она – фанатка, а мы – за компанию. И все нам очень нравится. Единственная проблема, долго стоять в очереди -– желающих много. В связи с тем, что мы совсем новички, даже не знаем, чего ожидать в оставшиеся три дня уикенда. Впрочем, знаем – хлеба и зрелищ!»

Доступ на пит-лейн был открыт с 15.15 до 18.45, за это время поближе познакомились с Формулой 1 очень много посетителей Сочи Автодрома.

Журналисты и болельщики получают возможность погулять по пит-лейну вдоль боксов команд Формулы-1 на каждом Гран-при. Прежде, на других гонках, корреспондент «Чемпионата» особого внимания на сам пит-лейн не обращал, торопясь на . Но вот в эту субботу, отправившись в «гаражный переулок» на своеобразную экскурсию с делегацией «Пирелли», решено было посмотреть, как же именно команды обустраивают свои закутки и что интересного можно подметить для себя.

Как только проходишь мимо бдительных, но не стремящихся выпячивать себя охранников, как взгляд приковывается к боксам «Маруси» (всё-таки в «Кэтерхэме» не слишком интересно). Там с левой от нас стороны «гаража» печально стоит болид под номером 17 - как вы прекрасно знаете, его обладатель Жюль Бьянки получил тяжелейшую травму головы и уже вряд ли вернётся за руль. Впрочем, будем рады ошибиться…

Надо сказать, что «Маруся» поступила очень красиво и уважительно, выставив в Сочи одну машину, - жест трогает. Правда, как кажется вашему корреспонденту, вполне корректно было бы и посадить за руль Александера Росси , который, вне всяких сомнений, посвятил бы своё выступление травмированному товарищу. Как бы то ни было, это не тот вопрос, где позволительно в чём-либо обвинять «Марусю».

Бросив печальный взгляд на красный болид, посетители начинают следить за увлекательной процедурой: команды отрабатывают пит-стопы, чтобы в гонке всё прошло максимально чётко. Один механик сидит внутри и поворачивает руль, ещё пара толкает машину сзади - ну а остальные репетируют свои действия, меняя колёса за максимально короткое время. Забавно, что в «Лотусе» отработали и замену переднего антикрыла: не связано ли это с наличием в команде Пастора Мальдонадо ?


Больше всего времени ваш корреспондент провёл около боксов «Уильямса» и в итоге стал свидетелем пары не самых удачных тренировок: почему-то упорно возникали проблемы с левым передним колесом. То гайковёрт отказывается работать как надо (у каждого механика под рукой два), то механик неточно насаживает колесо, на чём теряется время. Что ж, для того и нужны тренировки!

Ещё одна любопытная деталь: каждая команда сама дополнительно размечает пространство перед зоной пит-стопа, максимально помогая гонщику заехать точно в отведённое место. При разметке наблюдается настоящий разгул фантазии: «Феррари» рисует стрелочки, у «Торо Россо» всё вообще похоже чуть ли не на взлётную полосу аэропорта… Некоторые размечают позиции механиков, ставя чёрточки через каждые десять сантиметров. Короче, когда начинаешь всерьёз интересоваться данным вопросом, то получается очень любопытно!




Нескучно и понаблюдать за оборудованием, которое используют команды: ныне у многих конюшен сигнал о троганьи с места подаёт светофор, а не человек. Кроме того, сверху на специальных подпорках поддерживаются провода, необходимые для работы гайковёртов. Эти верховые подпорки многие проектируют с душой, явно привлекая дизайнеров, - получается футуристично.

Безусловно, прогулка - это ещё и шанс посмотреть вблизи на массивные аэродинамические детали машины, прежде всего на антикрылья и боковые понтоны. Например, «Торо Россо» привезла в Сочи как новый вариант носа, словно подсмотренный у «Ред Булл», так и прежний. Разные антикрылья замечены у «Форс Индия», какие-то отличающиеся крылышки можно разглядеть и у других команд. А, например, на самом носу «Уильямса» хорошо видна наклейка, посвящённая Айртону Сенне .



Если повернуться в противоположную сторону, есть возможность посмотреть на командные мостики на пит-уолл. Это царство экранов, хорошо оборудованные рабочие места и куча кнопок и лампочек, связанных с радио и передачей данных. Большинство мостиков пустует, но иногда можно встретить и хорошо знакомых людей - например, как не узнать бывшего инженера Виталия Петрова в «Лотусе» Аяо Комацу. Желающие между тем могут сфотографироваться с табличкой, которую показывают с пит-уолл Даниилу Квяту .

Кстати, забавный момент: на прогулке очень легко потеряться, упустив из виду свою группу. В «Пирелли» эту проблему решили легко: раздали всем фирменные кепки и рекомендовали не снимать с головы - благодаря этому всегда можно было заметить коллегу по туру.



На и напоследок выразим «респект» представителям «Лотуса». В принципе и остальные десять команд никак не мешают болельщикам получше познакомиться со всеми деталями Формулы-1, но представители конюшни из Энстоуна идут дальше и помогают. Дело в том, что один из сотрудников «Лотуса» во время всей прогулки по пит-лейну держал в руках рулевое колесо и с удовольствием подносил его для фотографий. Уровень! Так и надо дополнительно продвигать Ф-1. Так что спасибо команде (ну и «Пирелли» - за приглашение).